График работы школьной библиотеки на 2024/2025 учебный год
День недели | Время | День недели | Время |
Понедельник | 08.00-18.30 | Четверг | 08.00-18.30 |
Вторник | 08.00-18.30 | Пятница | 08.00-18.30 |
Среда | 08.00-18.30 | Суббота | 08.00-18.30 |
Обед:
13.00-13.30 — Л. П. Филимонова
13.30-14.00 — И. В. Павлович
3 среда ежемесячно — санитарный день
Выходной день — воскресенье
Правила пользования библиотекой государственного учреждения образования «Средняя школа №28 г. Могилёва»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила пользования библиотекой государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г. Могилёва» разработаны в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании» (утверждённого № 243-3 от 13.01.2011 г.) и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
1.2. Правила пользования библиотекой учреждения образования регламентируют общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки учреждения общего среднего образования, права и обязанности библиотеки и пользователя.
II.ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагоги и другие работники школы, родители учащихся школы.
2.2. Пользователи библиотеки имеют право:
на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересами в соответствии с режимом работы;
2.3. бесплатно получать полную информацию о составе и содержании библиотечных фондов, консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
2.4. бесплатно получать во временное пользование документы из фонда библиотеки на любом носителе;
2.5. продлевать срок пользования документом при условии его предъявления в сохранности и отсутствия запросов со стороны других пользователей на данный документ;
2.6. принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
III.ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
3.1. Учащиеся учреждения образования записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники учреждения образования и родители — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.
3.2. На каждого пользователя заполняется формуляр пользователя установленного образца. Формуляр является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи пользователю документов из фонда и приёма их библиотечным работником. Формуляр оформляется библиотекарем в присутствии пользователя.
3.3. При записи в библиотеку пользователь должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой.
3.4. На дом книги выдаются учащимся сроком на 14 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.
Примечание: срок пользования может быть продлён, если на данную
книгу нет спроса со стороны других пользователей.
3.5. Учебная, методическая литература выдается пользователям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
3.6. Выдача учебных изданий учащимся осуществляется работниками библиотеки с участием педагогических работников.
3.7. Учащимся, готовящимся к поступлению в иные учреждения образования, на протяжении года могут дополнительно выдаваться учебные издания на формуляр читателя.
3.8. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми уже истёк.
3.9. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
3.10. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
IV.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
4. 1. Пользователи библиотеки обязаны:
— при записи в библиотеку пользователь обязан сообщить необходимые сведения для заполнения читательского формуляра;
— при выбытии из школы пользователь обязан вернуть все числящиеся за ним документы в библиотеку школы;
— выполнять правила пользования библиотекой и соблюдать режим работы библиотеки;
— возвращать взятые им из фонда документы в установленный библиотекой срок;
— не выносить из помещения библиотеки документы без записи в формуляре;
— бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах
пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
— не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа;
— соблюдать общественный порядок и чистоту в помещении библиотеки.
Примечание: при получении документов из фонда пользователь обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.
4.2. Пользователям библиотеки запрещается:
— выносить документы из помещения библиотеки без записи их в формуляр;
4.3. Пользователь, утерявший документ из библиотечного фонда или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.
4.4. Пользователь, утерявший документ из фонда учебной литературы (учебники, учебные пособия) или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его равнозначным видом учебного издания.
4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его законные представители.
4.6. Пользователи библиотеки, нарушившие сроки возврата документов из фонда библиотеки, до момента возврата этих документов выдача новых документов не осуществляется.
4.7. Пользователи, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок один месяц. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, пользователи несут административную и гражданско-правовую ответственность.
V. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Библиотека обязана:
5.1. обслуживать пользователей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте;
5.2. создавать комфортные условия для работы пользователей в библиотеке;
5.3. давать полную информацию пользователям о наличии документов в фонде;
5.4. оказывать помощь пользователям в выборе необходимой литературы;
5.5. оказывать содействие в работе пользователей с источниками на электронных носителях;
5.6. предоставлять пользователям возможность пользоваться библиотечными каталогами, библиографическими и иными справочными материалами;
5.7. систематически информировать пользователей о вновь поступивших документах, рекламировать фонды библиотеки;
5.8. следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением пользователями Правил пользования библиотекой.
Новые поступления художественной литературы
1. Беларуская проза даваеннага перыяду: для дзяцей старэйшага школьнага ўзросту. — Мінск: Мастацкая літаратура, 2023. – 302 с. – (Школьная бібліятэка).
У зборнік увайшлі раман і апавяданні для вывучэння беларускай літаратуры ў Х класе. Класіка ад Кузьмы Чорнага “Зямля”, Міхася Лынькова “Над Бугам” зацікавяць карыстальнікаў: вучняў і настаўнікаў, а таксама — усіх аматараў прыгожага пісьменства.
2. І памяць гаворыць: зборнік твораў для дадатковага чытання ў 10 класе: для дзяцей старэйшага школьнага ўзросту / склад. С.І.Моўчан. – Мінск: Беларусь, 2023. – 279 с. – (Школьная бібліятэка).
У кнігу ўвайшлі лірычныя і празаічныя творы беларусаў-франтавікоў, сучасных беларускіх аўтараў, для якіх тэма Вялікай Айчыннай вайны стала адной з галоўных у творчасці: Алеся Астапенкі, Петруся Броўкі, Казіміра Камейшы, Міхася Лынькова, Міхася Пазнякова і іншых пісьменнікаў.
Зборнік выдаецца ў межах праграмы, зацверджанай Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь, і прызначаных для адукацыйных мэт.
3. Зборнік твораў для дадатковага чытання ў VI класе: для дзяцей сярэд. шк.узросту / укл. Наталля Шчарбакова .- Мінск: Звязда, 2023. – 440 с. – (Школьная бібліятэка).
У зборнік увайшлі творы сучасных беларускіх пісьменнікаў Святланы Быкавай “Легенда Заслаўя”, Генадзя Аўласенкі “Чаму Дукоры такую назву маюць”, а таксама класікаў айчыннай літаратуры Янкі Маўра “У краіне райскай птушкі”, Якуба Коласа “Купальскія светлякі”(з кнігі “Казкі жыцця”), Васіля Віткі “Трывога ў Ельнічах”, Івана Пташнікава “Арчыбал”.
4. Пташнікаў І.М. Мсціжы: раман: для старэйшага школьнага ўзросту / Іван Пташнікаў. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2023. – 366 с. –ь (Школьная бібліятэка).
Падзеі, апісаныя ў рамане, адбываюцца ў беларускай вёсцы 50-х-60-х гадоў ХХ стагоддзя.Героі кнігі – механізатары, дактары, рабочыя леспрамгаса.
Аўтар пранікнёна і з хваляваннем распавядае пра любоў чалавека да роднай зямлі, яго клопаты аб захаванні прыроды.
Выданне адрасавана як вучням старэйшых класаў, так і ўсім аматарам беларускай літаратуры.
5. Сборник произведений для дополнительного чтения в 8 классе: для детей сред. старшего возраста. – Минск: Беларусь, 2023. – 391 с. – (Школьная библиотека).
В книгу вошли произведения мировых мастеров художественного слова В.Г. Короленко «Слепой музыкант», «Огоньки», М. Горького «Рассказы». – Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», А.П. Чехова «Избранные рассказы», В.Г. Короленко «Слепой музыкант», «Огоньки», М. Горького «Рассказы».
Новые поступления учебников и учебных пособий
1класс
Тиринова, О.И. Письмо, 1класс: учебное пособие (тетрадь) для учреждений общ.сред. образования с рус.яз.обучения.
3 класс
Антипова, М.Б. Русский язык, 3 кл.ч.2: учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с бел.и рус.языками обучения в 2-х чч. –2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Нац.ин-т образования, 2023. – цена 3,52 бел.руб.
Жуковіч, М.В. Літаратурнае чытанне, ч.2: вучэб. дапаможнік для 3 кл.устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус.мовамі навучання. У 2-х чч. Ч.2.- Мінск: Нац.ін-т адукацыі, 2023.- цена 3,35 бел.рублей.
Лапицкая, Л.М. Английский язык, 3 класс, ч.2.: учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с бел. и рус. языками обучения в 2-х чч.- Минск: Вышэйшая школа, 2023.- цена 3,43 бел.руб.
Свірыдзенка, В.I. Беларуская мова: вучэб.дап. для 3класа устаноў агул. сярэд. адукацыі, Ч.2 — 2-е выд., перагл. і дап. – Мінск: Нац.ін-т адукацыі, 2023. – цена 3,42 бел.руб.
Гражданско-патриотическое воспитание
Толкачёв, В.В. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, 1-4 класс : учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с бел. и рус.языками обучения и воспитания. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – цена 2,90 бел.рублей.
Толкачёв, В.В. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, 5-9 класс: учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с бел. и рус. языками обучения и воспитания. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – цена 2,85 бел. рублей.
Толкачёв, В.В. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, 10-11 класс: учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с бел. и рус. языками обучения и воспитания. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – 64 с.: илл. – цена 3,00 бел. рублей.
7 класс
Захарова, С.Н. Русская литература, 7 класс, ч.2.: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с бел. и рус.языками обучения в 2-х чч.- 2-е изд., испр. – Минск: Нац.ин-т образования, 2023.
Кононов, С.Г. Сборник задач по геометрии, 7-9 класс: учебное пособие для 7–9-х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания.
Сборник содержит дополнительные задачи к учебным пособиям «Геометрия» для 7-го класса, «Геометрия» для 8-го класса, «Геометрия» для 9-го класса автора В. В. Казакова. Структура сборника соответствует структуре названных учебных пособий. Содержит задания базового и повышенного уровней. Может использоваться при самостоятельной подготовке к экзаменам.
Новые поступления учебно-методической литературы
1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с белорусским и русским языками обучения / сост. А.А. Коваленя [и др.]; под ред. А.А. Ковалени. — Минск: Изд. центр БГУ,2022. – 399 с.: ил.
Предлагаемая хрестоматия подготовлена для учащихся учреждений общего среднего образования. Главная цель издания — создать широкую, доступную источниковую базу, позволяющую каждому желающему самостоятельно расширить и углубить знания о важнейших событиях Второй мировой войны и самоотверженной борьбе народов Советского Союза против германских агрессоров в годы Великой Отечественной войны.
2. Леонович В.Л. и др. Русский язык в X классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2022. – 287 с.
Учебно-методическое пособие «Русский язык в X классе» представляет собой часть учебно-методического комплекса по учебному предмету «Русский язык» для Х класса при изучении предмета учащимися на базовом и повышенном уровнях.
В пособии описаны общие подходы к работе с учащимися при изучении разных разделов языкознания в соответствии с учебными программами по учебному предмету «Русский язык» для 10 класса и предлагаются конкретные методические рекомендации.
3. Захарова С.Н. Русская литература в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С.Н.Захарова. — Минск: Национальный институт образования, 2022. — 184 с.
В пособии содержатся методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению уроков русской литературы в 6-м классе. Предложенные материалы соответствуют действующей программе и учебному пособию по русской литературе для 6-го класса, а также календарно-тематическому планированию, рекомендованному Национальным институтом образования.
Издание предназначено для учителей русской литературы учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Оно поможет в подготовке и проведении уроков русской литературы в 6-м классе.
4. Чернова, Е.Н. Преподавание черчения в школе: теория и практика: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е.Н.Чернова, Д.В.Цареня. — Минск: Народная асвета, 2022. — 144 с.: ил.
Учебно-методическое пособие содержит основные теоретические и практические знания по методике преподавания черчения в школе, описание методов организации учебной деятельности учащихся в процессе изучения черчения.
Адресуется учителям черчения учреждений общего среднего образования, а также всем, кто интересуется вопросами методики преподавания черчения.
5. Антонава, Н.У. Літаратурнае чытанне ў 2 класе: вучэбна-метадычны дапам. для настаўнікаў устаноў агул.сярэд.адукацыі з рус.мовай навучання / Н.У.Антонава, І.А.Буторына, Г.А.Галяш. — Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2022.- 184 с.
Дапаможнік адрасаваны настаўнікам устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання.
6. Давідоўская, Г.Э. Фарміраванне вобразных уяўленняў у вучняў 8-9 класаў пры вывучэнні гісторыі Беларусі: дапам. для настаўнікаў устаноў агул.сярэд.адукацыі з бел. і рус.мовамі навучання / Г.Э.Давідоўская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2022. – 176 с.: іл., 4 с.укл.
У дапаможніку прадстаўлены новыя прыёмы, метады і формы дыдактычнага канструявання вучэбных гістарычных ведаў на вобразнай аснове, раскрываюцца асаблівасці вучняў 8—9-х класаў як пакалення інфармацыйнага грамадства, прыводзяцца прыклады дыдактычных сцэнарыяў урокаў з выкарыстаннем мадэлі «вобраз — слова — дзеянне» і заданняў для тэматычнага кантролю на вобразнай аснове.Дапаможнік прызначаны для настаўнікаў гісторыі і тых, хто цікавіцца дыдактыкай і методыкай выкладання вучэбных прадметаў гуманітарнага кірунку.
7. Праскаловіч В.У. і інш. Беларуская літаратура ў 9 класе: вучэ.-метад.дапам.
для настаўнікаў устаноў агул.сярэд.адукацыі з беларус.і рус.мовамі навучання / В.У.Праскаловіч, М.В.Жуковіч, Г.С.Гарадко; пад рэд.В.У.Праскаловіч. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2022. – 200 с.
У дапаможніку змяшчаюцца метадычныя рэкамендацыі да правядзення ўрокаў розных тыпаў па беларускай літаратуры ў IX класе. Прапанаваныя матэрыялы і метадычныя парады, змешчаныя ў ім, дапамогуць настаўніку паспяхова рэалізаваць асноўныя патрабаванні вучэбнай праграмы, па-сапраўднаму цікава, змястоўна, насычана праводзіць урокі беларускай літаратуры. Яны будуць садзейнічаць фарміраванню прадметных, метапрадметных, асобасных кампетэнцый вучняў, развіццю творча-эстэтычных здольнасцей дзевяцікласнікаў.Адрасуецца настаўнікам устаноў агульнай сярэдняй адукацыі.
8. Витченко, А.Н. и др. География в ХI классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / А.Н. Витченко, Е.А. Антипова, О.Н. Гузова; ред .Н.А. Сечко. – Минск: Адукацыя і выхаванне,2023. — 128 с.
9.Военно-патриотическое воспитание учащихся: пособие для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы общ. сред. образования с белорусским и русским языками обучения / В.Г. Стуканов [и др.]. – Минск: Национальный институт образования, 2023. – 256 с.: ил.
10. Повный, Ф.П. и др. Духовность и патриотизм: факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», 5(6) кл.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования. В двух частях. Часть 1. – Минск: Беларусь, 2021. -148 с.: ил.
11. Духовность и патриотизм: факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) кл.: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч.2 / Ф.П. Повный [и др.] – Минск: Беларусь, 2022. -164 с.: ил.
12. Духовность и патриотизм: факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 6-й (7-й) кл.: пособие для учащихся учрежд. общ. сред. Образования с белорус. и рус. яз. Обучения. В 2 ч.Ч.2 / Ф.П. Повный [и др.]. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023.-176 с.: ил.
13. Кушнерёва, Л.А. Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма: факультативные занятия в 5(6) классе: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и руссим языками обучения. В 2 ч. Ч.2. – Минск: Беларусь, 2022. – 72 с.: ил.
14. Кушнерёва, Л.А. Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма: факультативные занятия в 6(7) классе: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и руссим языками обучения. В 2 ч. Ч.2. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – 96 с.: ил.
15. Музыка: 2-й класс: Нотная хрестоматия: пособие для учителей учрежд.общ. сред. образования с белорус. и рус.яз.обучения / сост.: В.В.Ковалив, М.Б.Горбунова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2023.- 224 с.
16. Муравьева, Г.Л. и др. Математика в 4 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждения образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. – 2-е изд., перераб. — Минск: Национальный институт образования,2023. – 240 с., ил.
17. Праскаловіч, В.У. і інш. Беларуская літаратура ў 5 класе: вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў алукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання / В.У.Праскаловіч, Т.У.Логінава, М.В.Жуковіч; пад рэд.В.У. Праскаловіч. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023.- 160 с.
18. Информатика в 10-11 классах: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.М. Котов [и др.]. – Минск: Народная асвета,2023. — 320 с: ил.
19. Чернова, Е.Н. и др. Преподавание трудового обучения в школе. Технический труд: Теория и практика: учебно-методическое пособие для учителей учреждений образования, реализующих учебные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / Е.Н. Чернова, М.В. Ильин, Д.В. Цареня. – Минск: Народная асвета, 2023.- 192 с.: ил.
20. Антановіч, Н.М. Беларуская мова ў 2 класе: вучэб. –метад. дапам. для настаўнікаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукац. праграмы агул. сярэд. адукацыі, з беларус. мовай навучання і выхавання / Н.М.Антановіч, Н.У. Антонава. – Мінск: Акадэмія адукацыі, 2024. -288 с.
21. Беларуская мова ў 5 класе: вучэб. – метад. дапаможнік для настаўнікаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агул. сярэд. адукацыі, з беларус. ірус. мовамі навучання і выхавання / Г.М.Валочка [і інш.]. – Мінск: Нацыянальны інстытут, 2023. -176 с.
22. Навумчык, М.І. Беларуская мова ў 6 класе:вучэб.-метадыч.дапаможнік для настаўнікаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукац.праграмы агул.сярэд.адукацыі, з бел. і рус.мовамі навучання і выхавання / М.І.Навумчык. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023. -256 с.
23. Демченко, Н.В. Английский язык в Х класе: учебно-методич. пособие для учителей учреждений образования, реализующих образоват. программы общ. сред. образования с белорус. и рус.яз. обучения и воспитания (повышенный уровень) / Н.В.Демченко, Э.В.Бушуева. – Минск: Вышэйшая школа, 2023. – 255 с.
24. Казаков, В.В. Геометрия в 7 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений образования, ресализующих образовательные программы общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания / В.В.Казаков, О.О.Казакова. – Минск: Народная асвета, 2024.- 136 с.: ил.
25. Ничишина,Т.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников: пособие для пед.работников учреждений образования, реализующих образоват.программы общ. сред. образования, с белорус. и рус. Языками обучения и воспитания / Т.В.Ничишина. – Минск: Национальный институт образования, 2024. – 216 с.
7. Цемушаў, С.М. Гісторыя Беларусі ў VI класе: вучэб.-метадыч.дапаможнік для настаўнікаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукац.праграмы агул.сярэд.адукацыі,з беларус.і рус.мовамі навучання і выхавання / С.М.Цемушаў.-
Мінск: Выд.цэнтр БДУ, 2023. -216 с.: іл.
Стоимость комплектов учебников в 2024/2025 учебном году
В 2024/2025 учебном году плата за пользование 1 комплектом учебников и учебных пособий для учащихся в государственных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, единая и составляет 20 белорусских рублей, то есть половину (0,5, или 1/2 от принятой на данном этапе в Республике Беларусь базовой величины, составившей по состоянию на 01.01.2024 года, 40 ВYN).
Для многодетных семей (3 и более детей) установлена льготная плата в размере 10 белорусских рублей (снижена на 0,5 от общепринятой платы за пользование учащимися учебниками).
Для детей-инвалидов, детей-сирот, детей из опекунских семей, детей, родители которых являются инвалидами 1 или 2 группы, действует льгота в размере 100%.
Документы, регламентирующие плату за пользование учебниками учащимися для льготной стоимости 1 комплекта, следующие: в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» внесены изменения. Это закреплено постановлением Правительства от 28 августа 2018 г. № 621.
Оплатить за учебники и школьные пособия следует до 1 октября 2024 года. Это можно сделать через систему платежей «Расчёт» (ЕРИП), на почте, с помощью инфокиоска либо в отделении банка.
При оплате указать фамилию, имя учащегося, обязательно номер школы и класс, в котором он(а) обучается и провести платежную функцию «Оплата за учебники» (по ЕРИП).
Для оплаты за пользование школьными учебниками через АИС «Расчет» (ЕРИП) необходимо:
- Выбрать пункт «Система «Расчет» (ЕРИП) → Новый платеж
- Выбрать последовательно вкладки: Образование и развитие → Отдел, управление образования → Могилёв→ Учебники.
- Ввести название школы, класс
- Далее необходимо ввести ФИО и адрес плательщика.
- Проверить корректность информации.
- Совершить платеж.
Просьба квитанцию или чек (в инфокиоске) об оплате предоставить классному руководителю учащегося (учащейся) не позднее 1 октября 2024 года!
Перечень документов, необходимых для получения льгот по оплате за учебники:
1. Для установления бесплатного пользования учебниками и учебными пособиями:
• удостоверение инвалида;
• заявление на имя директора.
2.Для снижения платы за пользование учебниками и учебными пособиями (50%):
• удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
• заявление на имя директора.
Кто имеет право на льготы при оплате за пользование учебниками?
Для детей из многодетных семей сумма оплаты за пользование учебниками снижается на 50 % (часть 3 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Бесплатное пользование учебниками устанавливается для (часть 2 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании):
• учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
• лиц с особенностями психофизического развития;
• детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
• лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
• обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
• обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
• обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
Спіс твораў для дадатковага чытання па вучэбным прадмеце «Беларуская літаратура» ў 5—11 класах
5 клас
Беларускія народныя казкі.
Янка Брыль. «Цюцік».
Эдуард Валасевіч. «Дняпроўскі чарадзей».
Уладзімір Дубоўка. «Як сінячок да сонца лётаў».
Міхась Зарэмба. «Арэхавы Спас».
Уладзімір Караткевіч. «Кацёл з каменьчыкамі».
Астрыд Ліндгрэн. «Браты Львінае Сэрца».
Міхась Лынькоў. «Міколка-паравоз».
Георгій Марчук. «Чужое багацце».
Алена Масла. «Таямніцы закінутай хаты».
Эрых Распэ. «Прыгоды барона Мюнхаўзена».
Пятро Сіняўскі. «Зачараваная гаспадарка».
Аляксей Якімовіч. «Рыжык».
6 клас
Янка Брыль. «Маці».
Анатоль Бутэвіч. «У гасцях у вечнасці».
Васіль Вітка. «Трывога ў Ельнічах».
Якуб Колас. «Купальскія светлякі».
Янка Маўр. «У краіне райскай птушкі».
Алесь Наварыч. «Памалюся Перуну, пакланюся Вялесу».
Іван Навуменка. «Дзяцінства».
Алесь Пальчэўскі. «Рэкс і Казбек».
Іван Пташнікаў. «Арчыбал».
Генрых Сянкевіч. «Незабыўная старонка славянскай мінуўшчыны».
Андрэй Федарэнка. «Шчарбаты талер».
Дзінтра Шулцэ. «Роберцік».
Аляксей Якімовіч. «Эльдарада просіць дапамогі».
7 клас
Вячаслаў Адамчык. «Урок арыфметыкі».
Уладзімір Аляхновіч. «Першае каханне».
Янка Брыль. «Сірочы хлеб».
Алена Васілевіч. «Горкі ліпавы мёд».
Жуль Верн. «Таямнічы востраў».
Анатоль Вярцінскі. «Рэквіем па кожным чацвёртым».
Уладзімір Караткевіч. «Кніганошы».
Джэк Лондан. «Белы клык».
Уладзімір Мазго. «Адвечныя скарбы Радзімы».
Павел Місько. «Эрпіды на планеце Зямля».
Іван Навуменка. «Жуль Верн».
Яраслаў Пархута. «Апошні гусляр».
Янка Сіпакоў. «Зялёны лісток на планеце Зямля».
Андрэй Федарэнка. «Афганская шкатулка».
Міхась Чарняўскі. «Страла расамахі».
Уладзімір Шыцік. «Зорны камень».
8 клас
Вячаслаў Адамчык. «Дзікі голуб».
Раіса Баравікова. «Казімір – сын Ягайлы + Насця з 8 “Б”».
Васіль Быкаў. «Страта».
Віталь Вольскі. «Несцерка».
Аляксей Дудараў. «Кім».
Віктар Карамазаў. «Прыліпала».
Уладзімір Караткевіч. «Лісце каштанаў».
Уладзімір Ліпскі. «Споведзь сына».
Ніна Мацяш. Зб. «Душою з небам гаварыць».
Іван Пташнікаў. «Ільвы».
Алег Салтук. Зб. «На далонях жыцця».
Міхась Стральцоў. «Адзін лапаць, адзін чунь».
Іван Чыгрынаў. «Бульба».
Фрыдрых Шылер. Балада «Кубак».
Уільям Шэкспір. Санеты (у перакладзе У. Дубоўкі; 2—3 на выбар настаўніка).
9 клас
Мікола Арочка. «Судны дзень Скарыны».
Ян Баршчэўскі. «Шляхціц Завальня» (2—3 апавяданні на выбар).
Карусь Каганец. «Модны шляхцюк».
Уладзімір Караткевіч. «Дрэва вечнасці».
Якуб Колас. «Сымон-музыка».
Аркадзь Куляшоў. «Хамуціус».
Максім Лужанін. «Колас расказвае пра сябе».
Мікола Маляўка. Зб. «Старая зямля».
Алесь Марціновіч. Зб. «Хто мы, адкуль мы».
Барыс Мікуліч. «Развітанне».
Шота Руставелі. «Віцязь у тыгравай шкуры».
Анатоль Статкевіч-Чабаганаў. «Лёс роду — лёс Радзімы».
Ян Чачот. «Наваградскі замак».
Тарас Шаўчэнка. Вершы. Паэмы.
10 клас (базавы ўзровень)
Янка Брыль. «Галя».
Максім Гарэцкі. «Роднае карэнне».
Зб. «Душа мая тужлівая» (уклад. В. Шніп).
Уладзімір Жылка. Вершы.
Міхась Зарэцкі. «Кветка пажоўклая».
Зб. «Іскры вечнага агню» (уклад. А. А. Васілевіч і інш.).
Уладзімір Караткевіч. «Чазенія».
Аркадзь Куляшоў. «Маналог».
Міхась Лынькоў. Апавяданні.
Андрэй Макаёнак. «Трыбунал».
Андрэ Маруа. «Пакаранне золатам».
Іван Мележ. «Подых навальніцы».
Андрэй Мрый. «Запіскі Самсона Самасуя».
Іван Навуменка. «Сасна пры дарозе».
Стэфан Цвэйг. «Нябачная калекцыя».
Міхась Чарот. Вершы.
Кузьма Чорны. «Пошукі будучыні».
Антуан дэ Сент-Экзюперы. «Планета людзей».
10 клас (павышаны ўзровень)
Гіём Апалінэр. Зб. «Зямны акіян».
Янка Брыль. «Птушкі і гнёзды».
Максім Гарэцкі. «На імперыялістычнай вайне».
Анатоль Грачанікаў. Зб. «Палессе».
Уладзімір Жылка. «Хараство».
Міхась Зарэцкі. «Вязьмо».
Уладзімір Дубоўка. Пераклады санетаў У. Шэкспіра.
Зб. «Душа мая тужлівая» (уклад. Віктар Шніп).
Зб. «Іскры вечнага агню» (уклад. А. А. Васілевіч і інш.).
Лукаш Калюга. Апавяданні.
Уладзімір Караткевіч. «Чазенія».
Тодар Кляшторны. Вершы.
Кандрат Крапіва. «Мілы чалавек».
Міхась Лынькоў. Апавяданні.
Андрэй Макаёнак. «Трыбунал».
Іван Мележ. «Завеі, снежань».
Іван Навуменка. «Сасна пры дарозе».
Эрых Марыя Рэмарк. «Тры таварышы».
Антуан дэ Сент-Экзюперы. «Планета людзей».
Уільям Фолкнер. «Пах вербены».
Эрнэст Хемінгуэй. «Бывай, зброя!».
Міхась Чарот. Вершы.
Кузьма Чорны. «Зямля».
11 клас (базавы ўзровень)
Паэзія
Міхась Башлакоў. Зб. «Нетры».
Ніл Гілевіч. «Родныя дзеці».
Васіль Зуёнак. Зб. «Лета трывожных дажджоў».
Мікола Мятліцкі. Зб. «Замкнёны дом».
Ніна Мацяш. Зб. «Душою з небам гаварыць».
Генадзь Пашкоў. Зб. «У далонях свету».
Алесь Пісьмянкоў. Зб. «Я не памру, пакуль люблю».
Алесь Разанаў. Зб. «У горадзе валадарыць Рагвалод».
Людміла Рублеўская. Зб. «Замак месячнага сяйва».
Віктар Шніп. Зб. «Балада камянёў».
Проза
Янка Брыль. Зб. «З людзьмі і сам-насам».
Васіль Быкаў. «Абеліск».
Алесь Марціновіч. «Цяпло колішніх вогнішчаў» (1—2 эсэ, гістарычныя аповесці на выбар настаўніка).
Іван Навуменка. «Хлопцы самай вялікай вайны».
Іван Чыгрынаў. «У ціхім тумане».
Эрнэст Хемінгуэй. «Стары і мора».
Іван Шамякін. «Непаўторная вясна» (першая аповесць пенталогіі «Трывожнае шчасце»).
Драматургія
Аляксей Дудараў. «Радавыя».
Алесь Петрашкевіч. «Напісанае застаецца».
Іван Чыгрынаў. «Следчая справа Вашчылы».
11 клас (павышаны ўзровень)
Паэзія
Раіса Баравікова. Зб. «Дрэва для райскай птушкі».
Міхась Башлакоў. Зб. «Нетры».
Навум Гальпяровіч. Зб. «Святло ў акне».
Васіль Зуёнак. Зб. «Лета трывожных дажджоў».
Пятрусь Макаль. Зб. «Лагода».
Мікола Мятліцкі. Зб. «Замкнёны дом».
Ніна Мацяш. Зб. «Душою з небам гаварыць».
Генадзь Пашкоў. Зб. «У далонях свету».
Міхась Пазнякоў. «Час надзеі».
Алесь Пісьмянкоў. Зб. «Я не памру, пакуль люблю».
Алесь Разанаў. Зб. «У горадзе валадарыць Рагвалод».
Людміла Рублеўская. Зб. «Замак месячнага сяйва».
Віктар Шніп. Зб. «Балада камянёў».
Яўгенія Янішчыц. Зб. «Пачынаецца ўсё з любві…».
Проза
Янка Брыль. Зб. «З людзьмі і сам-насам».
Васіль Быкаў. «У тумане».
Алесь Жук. «Душа над чыстым полем».
Віктар Карамазаў. «Зачараваная душа».
Алесь Марціновіч. «Цяпло колішніх вогнішчаў» (2—3 эсэ, гістарычныя аповесці на выбар настаўніка).
Іван Пташнікаў. «Мсціжы».
Іван Чыгрынаў. «Плач перапёлкі».
Iван Шамякін. «Гандлярка і паэт».
«Я з вогненнай вёскі…» (дакументальная кніга Алеся Адамовіча, Янкі Брыля, Уладзіміра Калесніка).
Драматургія
Аляксей Дудараў. «Радавыя».
Алесь Петрашкевіч. «Напісанае застаецца».
Iван Чыгрынаў. «Следчая справа Вашчылы».
Списки книг для внеклассного чтения на лето для учащихся 1-11 классов
Списки книг для внеклассного чтения на лето для учащихся 1-11 классов
1 класс
1. Барто А. Стихи.
2. Заходер Б. Стихи и сказки.
3. Иванов А. Приключения Хомы и Суслика.
4. Козлов С. Львёнок и Черепаха.
5. Курляндский А. Ну, погоди!, или Двое на одного.
6. Маршак С. Стихи.
7. Михалков С. Дядя Стёпа.
8. Носов Весёлая семейка; Мишкина каша:сб.
9. Резников А. Приключения кота Леопольда.
10. Сутеев В. Сказки.
11. Толстой А. Золотой ключик или Приключения Буратино.
12. Толстой Л. Расказы для детей.
13. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот; Про Веру и Анфису.
14. Хармс Д. Плих и Плюх.
15. Чуковский К. Сказки. Стихи.
2 класс
Русская литература
1. Аксаков С. Аленький цветочек
2. Бианки В. Небесный слон: сб.
3. Волков А. Волшебник Изумрудного города
4. Драгунский В. Денискины рассказы
5. Ершов П. Конёк-Горбунок
6. Михалков С. Праздник непослушания
7. ОсееваВ. Волшебное слово:сб.,Остер Г. Вредные советы
8. Усачёв А. Приключения маленького человечка.
9. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья; Меховой интернат
Беларуская літаратура
1. Барадулін Р. “Азбука – не забаўка”
2. Вітка В. “Чытанка -маляванка”
3. Ліпскі У. Наша Маша.
4. Пазнякоў М. “Ехаў поўны воз дзівос”: вершы, лічылкі, загадкі
5. Часопіс “Вясёлка”
Книги зарубежных писателей
1. Андерсен Г.-Х. Сказки
2. Баум Л. «Волшебник из Страны Оз»
3. Гофман А. «Щелкунчик и Мышиный Король»
4. Гримм бр. Сказки
5. Даррелл Д. Говорящий свёрток
6. Киплинг Р. Маугли
7. Милн А. Вини-Пух и все-все-все
8. Перро Ш. Сказки
9. Родари Д. Приключения Чиполлино
10.Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса
11 Хогарт Э. Мафин и его весёлые друзья
12. Янссон Т. Муми-троль и комета. Шляпа волшебника
3 класс
Русская литература
1. Народные песни.
2. Сказки : волшебные, бытовые, сказки о животных
3. Берестов В. Честное гусеничное; Кто такой Нофелет?; Обида
4. Воронин С. Необыкновенная Ромашка
5. Гарин-Михайловский Н. Тёма и Жучка
6. Глебов А. Легенда о камне
7. Голявкин В. Карусель в голове
8. Горбовский Г. Розовый слон
9. Драгунский В. Сверху вниз, наискосок; Англичанин Павля; Шиворот –навыворот
10. Житков Б. Как слон спас хозяина от тигра; Попугаи
11. Заходер Б. Моя Вообразилия. Вредный кот. Что красивее всего?
12. Мамин-Сибиряк Д. Дурной товарищ
13. Носов Н. Федина задача
14. Панькин И. Легенда о матерях
15. Попов А. Хвастливое стихотворение.
16. Пришвин М. Запоздалый ручей; Последние цветы
17. Сапгир Г. Карманный комарик.
18.Сладков Н. Кто что умеет.
19.Толстой Л. Акула; Булька
Зарубежная литература
1. Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше
2. Милн А. Вини-Пух и все-все-все
3. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена
4. Родари Дж. Чем пахнут ремёсла? И др.
Беларуская літаратура
1. Варапаева В.С. Літаратурнае чытанне : падручнік для 3 класа.-Т.С.Куцанова – Мн., 2007.- 127с.
2. Агняцвет Э. Вершы, казкі // Агняцвет Э. Пад сінім небасхілам
3. Грачанікаў А. Перазвоны азёр і балот: зб. вершаў, казак і легенд
4. Дзеружынскі А. Вершы // Дзеружынскі А. Вернасць: зб. вершаў, п’ес
5. Ніколі не забудзем : зб.
6. Ягоўдзік У. Свята летаўца: апавяданні, аповесці, казкі
7. Ягоўдзік У. Сем цудаў Беларусі.
8. Часопіс “Вясёлка”
4 класс
Русская литература
1. Легенды, былины.
2. Пушкин А. Сказка о попе и работнике его Балде.
3. Мамин-Сибиряк Д. Серая Шейка
4. Бунин И. Детство.
5. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания
6. Чуковский К. Серебряный герб
7. Толстой А. Детство Никиты.
Зарубежная литература
1. Андерсен Х.К. Ромашка; Штопальная игла.
2. Топелиус Ц. Солнечный луч в ноябре
3. Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями (отрыв.)
Беларуская літаратура
1. Народныя казкі, легенды, паданні
2. Казкі беларускіх пісьменнікаў
3. Падмацунак: зб. апав. беларускіх пісьменнікаў
4. Гарун А. Датрымаў характар
5. Далідовіч Г. Страта
6. Колас Я. Міхасёвы прыгоды: вершы, апав., казкі, паэма
7. Лужанін М. Добры хлопец Дзік
8. Лынькоў М. Васількі; Пра смелага ваяку Мішку і яго слаўных
таварышаў.
9.Часопісы “Вясёлка”, “Родная прырода”
5 класс
Беларуская літаратура
1. Ветразі : кніга для пазакл. Чытання ў 5 класе /уклад. Л.Цітова. Мн,: Полымя, 2000.- 511с.
2. Сіняя птушка: казкі, п’еса /уклад. Л.Цітова – Мн.: Выш.школа, 1997. – 299с
3. Адамчык В. “Сонечны зайчык”, “Маці”// Ветразі. С- С.365-372, 269-271
4. Арлоў У. Адкуль наш род. – Вільня, 2000.- 127с.(1 экз.)// Ветразі. С.61-67 (урывак)
5. Грачанікаў А. Казка пра Івана-ганчара і пачвару цара // Казкі беларускіх пісьменнікаў. – Мн,. 1988
6. Грачанікаў А. Перазвон азёр і балот — Мн., 1998.-С.58-71.
7. Дзятлаў А. Зарок// Ветразі. — С. 420-424.
8. Дубоўка У. Як сінячок да сонца лётаў
9. Жук А. Мужчыны // Казкі жыцця : зб. — Мн., 2001. – С.185-187.
10 .Зарэмба М. Паддаўкі. Арэхавы спас// Ветразі. — С. 290-307
11. Кавалёў П. Спытай сябе, Аніска.
12. Каганец К. Скрыпач і ваўкі// Ветразі — С. 143-145.
13. Караткевіч У. Чортаў скарб. Кацёл з каменьчыкамі // Ветразі. — С. 114-124; Сінявочка : зб. — Мн., 1998.
14. Колас Я. Што яны страцілі. Стары лес// Ветразі. — С. 190-201; Казкі жыцця: зб. Мн., 2001. – С.49-56,
15. Лынькоў М. Міколка-паравоз (розныя выданні, 20 экз.) // Ветразі. — С. 308-364.
16. Масла А. Таямніцы закінутай хаты // Сучасная беларуская проза. — Мн., 2009. — С.209-214.
17. Федарэнка А. Шчарбаты талер // Федарэнка А. Шчарбаты талер. Афганская шкатулка. — Мн., 2010. — С.3-204 ; Ветразі. — С. 425-461;
18. Вір жыцця: зб. — Мн., 2002. — С.335-526
19. Якімовіч А. Рыжык. Залатая дзіда// Якімовіч А. Апавяданні. — Мн.,2010. — С.3-109
Русская литература
1. Мифы Древней Греции.
2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка»)
3. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
4. Ершов П. Конёк-горбунок
5. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка
6. Андерсен Г.Х. Снежная королева
7. Стихотворения русских поэтов о природе: Пушкин А.С.,. Полонский Я.П., Кольцов А.В., Фет А.А., Тютчев Ф. И., Блок А.
8.Лермонтов М.Ю. Бородино
9. Некрасов Н.А. Крестьянские дети; Школьник
10. Тургенев И.С. Муму
11. Толстой Л.Н. Кавказский пленник
12. Толстой А.Н. Детство Никиты
13. Куприн А. И. Белый пудель; Чудесный доктор
14. Короленко В.Г. Дети подземелья (В дурном обществе)
15. Чехов А.П. Беглец
16. Маршак С.Я. Двенадцать месяцев
17. Олеша Ю.К. Три толстяка
18. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой
19. Белов В.И. Скворцы
20. Булычёв К. Миллион приключений; Новые подвиги Геракла
21. Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла
22. Паустовский К.Г. Мещерская сторона (очерки)
6 класс
Беларуская літаратура
1. Брыль Я. Маці «Жук» // Брыль Я. Гуртавое: зб. Апавяданняў. – Мн, 1980.-С. ; Ішла вайна народная… : зб. – Мн, 1975. – С.30-50.; Казкі жыцця: зб.бел.апавяданняў. — Мн., 2001. – С.156-160 Родная літаратура: падручн.-хрэстаматыя для 6 кл. /Рэд.В.Я.Ляшук. – Мн.,1996. – С.287-290. [Cкарочана]
2. Бутрамееў У. Вялікія і славутыя людзі беларускай зямлі. (Розныя выданні)
// Ветразі: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн, 1999.- С.46-60 (урыўкі); Вялікія і славутыя людзі беларускай зямлі. – Мн., 2010.—с. 3-62
3. Бутэвіч А. У гасцях у вечнасці. – Мн., 2001. – 31 с. – (Сем цудаў Беларусі)
4. Вітка В. Трывога ў Ельнічах// Родная крыніца: кн. для вучняў 6 кл. — Мн.,1986. – С.194-199
5. Вольскі В. Падарожжа па краіне беларусаў: нарысы. – Мн, 1997. — 238с.
6. Вялюгін А. Дзіва// Вялюгін А. Песня зялёнага дуба. – Мн., 1989. –С.37-40
7. Далідовіч Г. Цыганскія песні// Далідовіч Г. Жывы покліч: выбранае. — Мн., 1995. – С.552-557
8. Жаўранкі над палямі: апавяданні. – Мн, 2001. – 397с. –
9. Зарэмба М. Дзень магнітнай буры
10. Карамазаў В. Падранак.
11. Колас Я. На чужым грунце; Сірата Юрка; Чортаў камень; Купальскія светлякі // Казкі жыцця: зб. бел. апавяданняў.- Мн., 2001. – С.202-206, 254-268
12. Маўр Я. У краіне райскай птушкі. – Мн., 1983 ; // Маўр Я. Аповесці і апав. – Мн., 2010. –С.3-107. Маўр Я. ТВТ. – Мн., 1997.- С.120-246
13. Маўр Я. Чалавек ідзе – Мн., 1997. — С.63-164 // Сцяжынка: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999.- С.382-524.
14. Місько П. Эрпіды на планеце Зямля//Місько П. Акрабат у бутэльцы: аповесці – Мн., 1994. – С.406-557
15. Навуменка І. Вайна каля Цітавай копанкі// Навуменка І. Выбр.творы. Т.1.- Мн, 1995. — С.328-388. ; Навуменка І. Аповесці і апавяданні. – Мн., 2010. – С.3-68.; Дарогі і лёсы: зб. – Мн, 1997. – С.461-525; Сцяжынка: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999.- С.87-176
16. Нёманскі Я. Рамэо і Джульета на Беларусі// Родная літаратура: падручн.-хрэстаматыя для 6 кл. /Рэд. В.Я.Ляшук. – Мн., 1996. – С.330-343.
17. Ніколі не забудзем: зб.(розныя выданні)// Сцяжынка : хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999. 18. Пальчэўскі А. Рэкс і Казбек.
19. Паўлаў У. На зямлі Суомі: зб.
20. Пташнікаў І. Арчыбал// Сучасная беларуская проза.- М.,2009.-С.324-339
21 .Рублеўская Л. Янук,рыцар Мятлушкі // Сучасная беларуская драматургія. — Мн., 2009. — С.387-401.
22. Савіцкі А. Радасць і нягоды залацістага карасіка Бубліка./ А.Савіцкі.Пра смелага ваяку Мішку і яго слаўных таварышаў / М.Лынькоў. Бізоны-рабінзоны; Люстэрка, якое размаўляла /В.Тулупава. – Мн, 1997.
23. Сачанка Б.Зерне і млын; Карчоўнік// Сачанка Б.Выбранае, т.2 – Мн., 1994. — С.341-356, 451-47
24 . Сяркоў І. Мы з Санькам у тыле ворага. – Мн., 1981. (1 экз.); Лісце каштанаў: аповесці. – Мн., 1989 – С.98-292; Зборнік твораў беларускіх пісьменнікаў, прысвечаных Вялікай Айчыннай вайне – Мн., 2010. С.195-470
25. Федарэнка А. Афганская шкатулка// Федарэнка А. Шчарбаты талер. Афганская шкатулка – Мн., 2010. — С.3-204 ; Ветразі: зб. С.425 ; Вір жыцця: зб. — Мн., 2002. — С.335-526.
26. Чарняўскі М. Вогнепаклоннікі; Страла расамахі. – Мн, 1996.- 264 с.; Ветразі: хрэст. для пазакл. чытання ў 5 кл. – Мн., 1999. — С.12-45.(урыўкі)
27. Шыцік У.Зорны камень; Настаўнік // Шыцік У. Парсекі за кармой. — Мн., 1997. — С.13-20, 124-145
28. Якімовіч А. Эльдарада просіць дапамогі// Якімовіч А. Аповесці. – Мн., 2010. — С.110-220
Русская литература
1. Алексин А. Звоните и приезжайте.
2. Гоголь Н. Сорочинская ярмарка
3. Горький М. Дед Архип и Ленька.
4. Железников В. Чучело.
5. Машков В. Между «А» и «Б».
6. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.
7. Приставкин А. Ночевала тучка золотая
Зарубежные писатели
1. Азимов А. Из рассказов о роботах.
2. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.
3. Верн Ж. Дети капитана Гранта; Пятнадцатилетний капитан.
4. О.Генри. «Вождь краснокожих» и другие рассказы.
5. Крюс Д. Тим Талер или Проданный смех.
6. Лондон Д. На берегах Сакраменто; Сказание о Кише;
7. Лондон Дж. Белый клык.
8. Рид М. Всадник без головы.
9. Свифт Дж. Приключения Гулливера
7 класс
Русская литература
1. Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
2. Пушкин А.С. «Капитанская дочка».
3. Лермонтов «Мцыри».
4. Гоголь «Ревизор».
5. Салтыков – Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
6. Толстой « После бала».
7. Толстой «Отрочество».
8 . Толстой «Юность»
9. Горький «Песня о Соколе»
10. Грин А.С. «Алые паруса»
11. Твардовский «Василий Тёркин».
12. Паустовский К.К. «Телеграмма», «Наедине с осенью»
13. Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
14. Киселёв В.Л. «Девочка и птицелёт»
15. Стругацкие А.Н. и Б.Н. «Стажёры»
16. Булычёв К.В. «Посёлок»
Беларуская літаратура
1. “Вытокі. Хрэстаматыя для пазакласнага чытання ў 6 класе”.
2. Адамчык В. “Урок арыфметыкі”.
3. Аляхновіч “Першае каханне”.
4. Аляшкевіч А. “Век Вадаліва”.
5. Баравікова Р. “Казкі астранаўта”.
6. В.Быкаў. “Альпійская балада”.
7. Васілевіч А. “Пачай, затрымайся…”
8. Гардзей В. “Аселіца ў басейне Чорнага мора”, “Шалапут на гаспадарцы”.
9. Дайнека Л. “Чалавек з брыльянтавым сэрцам”.
10. Дамашэвіч У. “Абуджэнне”.
11. Камароўскі “Бусел”.
12. Караткевіч У. “Кніганошы”, “Сівая легенда”.
13. Кобец-Філімонава. “Жаваранкі над Хатынню”.
14. Ліпскі У. “Мы”.
15. Марціновіч А. “гістарычныя постаці”.
16. Наварыч А. “Антонік”.
17. Навуменка І. “Новая хата”, “Дзяцінства”, “пераломны ўзрост”.
18. Пташнікаў І. “Ільвы”.
19. Сіпакоў Я. “Зялёны лісток на планеце Зямля”.
20. Рублеўская Л. “Сэрца мармуровага анёла”.
21. Хомчанка В. “Звон пад зямлёй”.
22. Шыцік У. “Кіб загаварыў апоўначы”.
23. Ягоўдзік У. “Аповесць пра князёўну Рагнеду”.
Зарубежная литература
1. Антуан де Сент – Экзюпери. «Маленький принц»
2. Верн Ж. “Таямнічы востраў”.
3. Конан-Дойл “Запіскі Шэрлака Холмса”.
4. Лондан Д. “Белы клык”
8 класс
Русская литература
1. Эсхил «Прометей Прикованный».
2. Тургенев И.С. «Ася»
3. Чехов «Переполох»
4. Короленко «Парадокс»
5. Горький М. «Старуха Изергиль»
6. Воробьёв К. «Убиты под Москвой»
7. Васильев « А зори здесь тихие»
8. Шукшин В.М. «Обида», «Срезал»
9. Казаков Ю.П. «Голубое и зеленое»
10. Саймак К. «Когда в доме одиноко»
Беларуская літаратура
1.“Ад роднае зямлі. Зборнік твораў для пазакласнага чытання”.
2. Адамчык В. “Дзікі голуб”.
3. Бадак А. “Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца”.
4. Баравікова Р. “Лён-лянок, альбо Кампакт-дыск ад Зялёнага Дрэйка”.
5. Бутэвіч А. Зб. “Расстайны пах асоту”.
6. Быкаў В. “На ўсходзе сонца”, “Дажыць да світання”.
7. Васючэнка П. Зб. “Жылі-былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі”.
8. Дзяргай С. “Чатыры стыхіі”,
5. Дудараў А. “Святая птушка”.
6. Іпатава В. “За морам Хвалынскім”.
7. Кавалёў С. “Драўляны Рыцар”.
8. Казько В. “Суд у Слабадзе”.
9. Камароўскі А. Зб. “Пенальці”.
10. Камейша К. “Кубак блакіту”.
11. Карамазаў В. “Прыліпала”.
12. Караткевіч У. “Лісце каштанаў”.
13. Краўчанка У. “Таямніца адной выспы”.
14. Масарэнка А. “На бабровых тонях”.
15. Місько П. “Грот Афаліны”.
16. Мятліцкі М. “ Чаканне сонца”.
17. Салтук А. Зб. “На далонях жыцця”.
18. Сербантовіч А. “Пярсцёнак”.
19. Стральцоў М. “Адзін лапаць, адзін чунь”.
20. Федзюковіч М. Зб. “Красадзён”.
21. Чыгрынаў І. “Бульба”.
22. Шыцік У. “Парсекі за кармой “.
23. Янішчыц Я. “Зорная паэма”.
Зарубежная литература
1.Шекспир У. «Ромео и Джульетта»
2. Джаваньёлі Р. “Спартак”.
3. Дзікенс Ч. “Прыгоды Олівера Твіста”.
4. Дзюма А. “Тры мушкецёры”
5. Стывенсан Р. “Чорная страла”.
9 класс
Русская литература
1. Горький А.М. Сказки об Италии// В мире литературы: сб.- Мн., 1999.- С.215-221
2. Ефремов И. Озеро Горных Духов; Белый Рог; Голец подлунный // Корабельная чаща: сб. — Мн., 1997); На краю Ойкумены.
3. Каверин В.А.Летающий мальчик // В мире литературы: сб.- Мн., 1999
4. Казакевич Э.Г. Звезда//О погибших помните: сб.- Мн.,2001 , 1995
5. Нагибин Ю.М. Эхо: рассказ // В мире литературы: сб.- Мн. 1999. – С.296-312
6. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки: («Дикий помещик», «Премудрый пескарь»)
7. Толстой А.Н. Аэлита// В мире фантастики: сб. – Мн.,2000.-С.23-164, то же Мн., 1996.Гиперболоид инженера Гарина; Необыкновенные приключения Никиты Рощина // В мире литературы: сб.- Мн., 1999. – С.248-268
8. Филатов Л. Про Федота Стрельца удалого молодца: сказка
9. Шварц Е.Л. Обыкновенное чудо: пьеса // В мире литературы: сб.- Мн., 1999.- С.603-668
10. Яковлев Ю.Я. Багульник; Учитель: рассказы // В мире литературы: сб.- Мн., 1999.- С.269-282
Зарубежная литература
1. Брэдбери Р. Время, вот твой полёт; Всё лето в один день // В мире литературы: сб.- Мн., 1999. – С.539-555 ; 451° по Фаренгейту
2. Лем С. Астронавты
3. Скотт В. Айвенго: роман
4. Стивенсон Р.Остров сокровищ
5. Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи// Книга для дополнительного чтения в 9 классе. – Мн., 2000.- С.588-762.
Беларуская літаратура
1. Дрэва вечнасці : кн. для пазакл. чытання у 9 кл.– Мн., 2005. – 415с.
2. Абуховіч А. Вершы // Першацвет адраджэння; зб. – Мн., 1995.- С.62-65
3. Арлоў У. Дзень, калі ўпала страла. // Арлоў У. Міласць князя Гераніма. – Мн., 1993.- С.4-38
4. Арочка М. Судны дзень Скарыны. Мн, 2001. – 183с.; // Брама неўміручасці : зб. – Мн., 1996. –С.5-154
5. Біблія // Дзіцячая Біблія .- 2002.- 542с. ; Дзіцячая Біблія (урыўкі)
// Маладзічок : зб. – Мн., 2000.- С..86-108
6. Бічыль Д. Вершы. – Мн, 1999 (2 экз.) // Адгалосак душы: зб. – Мн.,1997.-С.22-33 (15 экз.); Споведзь калосся: зб. Мн., 1997.-С.286-306
7. Бондар Т. Рагнеда. – Мн, 2005.- 128с.
8. Бутэвіч А. Каралева не здраджвала каралю
9. Іпатава В.Прадслава. Мн.,1997.- С.12-70
10. Кавалёў В.Звар’яцелы Альберт //Дрэва вечнасці : кн. для пазакл. чытання у 9 кл.. – Мн, 2005. – 415с.
11. Каганец К. Модны шляхцюк // П’есы ХІХ-пач.ХХ ст.- Мн., 1998-С.84-97 . // На Купалле: зб.- Мн, 1997.-С.50-63
12. Караткевіч У. Дрэва вечнасці. Лятучы Галандзец. Скрыпка дрыгвы //Дрэва вечнасці: кн. для пазакл. чытання у 9 кл.. – Мн, 2005. – С.196-249
13. Конеў Я. Глеб Менскі
14. Куляшоў А. Хамуціус //Куляшоў А. Паміж наступным і былым.- Мн, 1995. –С.415-535 Беларуская паэма: зб. – Мн., 1997.- С.338-458 ; //Танк М. Вершы і паэмы / М.Танк, А.Куляшоў, П.Панчанка. – Мн., 1999.- С.102-224
15. Лойка А. Францыск Скарына, або Сонца Маладзіковае. // Слаўны сын Беларусі: кніга пра Скарыну. – Мн, 1994.-С.56-130
// Ад роднае зямлі: зб. — Мн.,1999.- С.8-58
16. Як агонь,як вада: раман-эсэ пра Янку Купалу. – Мн., 2000.- 478с.
17. Лужанін М. Колас расказвае пра сябе: аповесць-эсэ.– Мн., 1997. — 462с.
18. Мальдзіс А. Восень пасярод вясны. Як жылі нашы продкі ў XVIII ст.- Мн.2009.- 479с.
19. Мікуліч Б. Развітанне// Галавач П. Спалох на загонах/П.Галавач -Мн.,1997.-С.323-351.
20. Наўроцкі А. Валун //Дрэва вечнасці: кн. для пазакл. чытання у 9 кл.– Мн, 2005.– С.250-267
21. Рублеўская Л. Пярсцёнак апошняга імператара. // Рублеўская Л. Сэрца мармуровага анёла. – Мн, 2003. – С.6-80 .
22. Свой пачэсны пасад (кніга пра Янку Купалу) .– Мн, 1999. -334с.
23. Тарасаў К. Памяць пра легенды. – Мн., 1994. 270с.
24. Тры жыцці княгіні Рагнеды. — Мн,.1997.– С.5-148
25. Чачот Я. Наваградскі замак. //Чачот Я. Свіцязь.– Мн.,1999.- С.65-68
Замежная літаратура
1. Кацюбінскі М. Цені забытых продкаў. // Дрэва вечнасці : кн. для пазакл. чытання у 9 кл. – Мн, 2005. – С.80-134
2. Лангфела Г. Спеў аб Гаяваце.
3. Руставелі Ш. Віцязьу тыгравай шкуры. // Дрэва вечнасці : кн. для пазакл. чытання у 9 кл.– Мн, 2005. — С.579
4. Скот В. Айвенга. (толькі на рускай мове)
5. Шаўчэнка Т. Вершы. Паэмы. – Мн., 1995. -335с. ; // Творы замежных аўтараў у перакладзе на беларускую мову. – Мн, 2010. – С.3-13
6. Ш.дэ Кастэр. Легенда пра Ціля Уленшпігеля. (толькі на рускай мове)
10 класс
1. А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница». (Доп–но: «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты»).
2. Ф.И. Тютчев А.А. Фет. Лирика.
3. И.С. Тургенев «Отцы и дети»; стихотворения в прозе «Воробей», «Мы еще повоюем», «Русский язык». (Доп-но: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Новь»).
4. И.А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов».
5. Н.А. Некрасов. Лирика, поэма «Кому на Руси жить хорошо».
6. М.Е. Салтыков–Щедрин «История одного города» (главы). (Доп–но: «Господа Головлевы», сказки).
7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». (Доп–но: «Идиот». Т. Драйзер «Американская трагедия»).
8. Л. Н. Толстой «Война и мир». (Доп–но: «Анна Каренина», «Воскресение»).
9. А.П. Чехов «Человек в футляре», «Ионыч», «Попрыгунья», пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня». (Доп–но: » Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка»; пьесы «Три сестры», «Чайка». Э. Хемингуэй. Рассказы.)
10. М. Горький. Рассказ «Челкаш», пьеса «На дне». (Доп–но: «Фома Гордеев», «По Руси», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Коновалов, «Супруги Орловы», пьесы «Варвары», «Дачники», «Дети солнца», романы «Мать», «Дети Артамоновых»).
11. И.А. Бунин. Лирика; проза: «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». (Доп-но: Л.Н. Андреев, А.Аверченко. Рассказы).
12. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». ( Доп–но: «Гамбринус», «Изумруд», «Олеся»).
Беларуская лiтаратура
1. Г.Апалінэр. «Зямны акіян: выбранае».
2. Зб.»Беларуская байка» (уклад. Э.Валасевіча)
3. Р.Баравікова. Зб.» Каханне».
4. РюБёрнс. «Вам слова, Джон Ячмень!: выбраная лірыка»
5. Г.Бураўкін. Зб. «Чытаю тайнапіс вачэй».
6. А.Вярцінскі. «Хлопчык глядзіць».
7. С.Грахоўскі. «Зона маўчання».
8. А.Грачанікаў. Зб. «Палессе».
9. Л. Дайнека. «Жалезныя жалуды».
10. Г.Далідовіч. «Гаспадар-камень».
11. Зб. «Душа мая тужлівая» (уклад. В.Шніп).
12. А.Дзялендзік. «Гаспадар».
13. А. Жук. «Паляванне на Апошняга жураўля».
14. А.Звонак. Зб. «Светлацені».
15. В.Зуёнак. «Маўчанне травы». Зб. «Лета трывожных дажджоў».
16. В.Казько. «Суд у Слабадзе», «Хроніка дзетдомаўскага саду».
17. Е.Лось. Зб. «І каласуе даўгалецце…».
18. І.Навуменка. «Сасна пры дарозе».
19. А.Петрашкевіч. «Дагарэла свечачка…»
20. А.Пісьмянкоў. «Думаць вершы…».
21. Зб. «Прайсці праз зону» (уклад. І.Бутовіч)
22. П.Пруднікаў. «Колкі дрот».
23. І.Пташнікаў. «Найдороф».
24. А.Пысін. Вершы са зб. «Твае далоні», «Есць на свеце мой алень».
25. А. Разанаў. Зб. «Вастрыё стралы».
26. Б.Сачанка. «Апошнія і першыя».
27. Я.Сіпакоў. Зб. «Веча славянскіх балад».
28. М.Стральцоў. «Выбранае».
29. Максім Танк. Зб. «Збор калосся».
30. І. Шамякін. «Палеская мадонна».
31. В.Шніп. Зб. «Гронка святла».
32. Я.Янішчыц. Зб. «Маналог ваверкі».
33. З.Марозаў. Зб. «Вяртанне да цішыні».
11 класс
1. Поэзия Серебряного века:В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилев, И.Северянин, В.Хлебников. Стихотворения.
2. А.А. Блок. Стихотворения. Поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать».
3. В.В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос».
4. С.А.Есенин. Стихотворения.
5. М.А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». (дополнительно «Белая гвардия»)
6. А.П.Платонов. «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «На заре туманной юности». (доп. «Возвращение»)
7. М.И. Цветаева. Стихотворения. (Доп. «Мой Пушкин»)
8. М.А.Шолохов «Тихий Дон». «Судьба человека». ( Доп. «Поднятая целина»).
9. А.Т. Твардовский. Лирика. Поэма «По праву памяти», (Доп. «Дом у дороги»).
10. А.А.Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».
11. Б. Л. Пастернак. Лирика. (Доп. Роман «Доктор Живаго»).
12. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». (Доп. «Архипелаг Гулаг», «Раковый корпус»).
13. В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив».
14. Ч. Т. Айтматов «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), «Плаха» (один из романов).
15. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Последний срок», «Пожар» (одна из повестей).
16. Ф. Абрамов «Две зимы и три лета», «Пряслины», «Братья и сестры»
17. Стихотворения И. Бродского, Е. Евтушенко, А.Вознесенского, Б. Окуджавы, Н.Рубцова, В. Высоцкого, Б.Ахмадулиной, А. Тарковского, Д. Самойлова, А. Кушнера и др.
Советы родителям по привлечению ребенка к чтению
Уважаемые родители!
Лучшим другом и советчиком для детей является книга. Власть ее огромна. Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение. Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы и пожелания и ваши желания исполнятся.
Некоторые советы родителям по привлечению ребенка к чтению.
Интересно, часто ли ребенок видит вокруг себя читающих взрослых? Не спасет и вид полок в квартире, до потолка уставленных книгами..
Попробуем задать себе вопрос: действительно ли книга для нас такая уж ценность, без которой мы не можем жить? Большинство взрослых ответит утвердительно и при этом, вовсе не покривит душой. Читали запоем по ночам, обсуждали прочитанное с друзьями… Хотим ли мы передать эти ценности своему сыну или дочери?
• Самое простое, что можно сделать, — вспомнить, где неподалеку от нашего дома находится библиотека. В детскую он, естественно, будет ходить сам. А вот взрослую библиотеку вы можете посещать вместе — хорошо, если ребенок увидит, как это увлекательно для вас — выбрать книгу по своему вкусу.
• Праздником может стать совместный поход в книжный магазин, причем право выбора надо предоставлять и ребенку. При покупке книг для малыша лучше отдавать предпочтение испытанной детской классике. Обращайте при этом внимание на иллюстрации (они не должны быть примитивными или пугающими) и на шрифт (лучше, если буквы будут такого же размера и формы, как в букваре).
• Если хотим помочь выбрать книгу ребенку постарше, подростку, то не забываем, что мир вокруг нас меняется очень быстро, нравится нам это или нет. Другой темп жизни, другой язык и стиль общения, навязываемые телевидением образы… Но это не означает, что ничего нельзя поделать. Беспокоит, что сын глотает один за другим «ужастики» или примитивные детские детективы? Дочка увлечена пошлыми, с нашей точки зрения, «женскими романами»? Не стоит драматизировать ситуацию. Специалисты говорят, что после прочтения нескольких однотипных книг у ребенка наступает пресыщение. Вот это и будет подходящий момент, чтобы перейти к более качественной литературе. Но поначалу интерес к ней надо поддерживать за счет увлекательности и динамизма сюжетной линии.
Как разбудить в ребенке желание читать?
• Определить для книг заметное место в квартире.
• Создавать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый простой из них, но в то же время бесценный — это чтение малышу перед сном. Конечно, сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим. Еще важна такая деталь — в роли чтеца стоит время от времени выступать не только маме или бабушке, но и папе. Иначе некоторые мальчики начинают считать чтение «занятием для девчонок», недостойным настоящего мужчины.
• Один из таких ритуалов — совместное чтение в семейном кругу, когда книга передается от одного члена семьи к другому. Не исключено, что малышу и самому вскоре захочется научиться читать, чтобы стать полноправным членом этого круга.
• Включайте в «репертуар» книги, в которых есть узнаваемые для малыша ситуации, непосредственно связанные с его жизнью. Побывали с ним в зоопарке — по свежим следам возьмите для чтения хорошую книгу о животных и т. п.
• Старайтесь при чтении ребенку вслух постепенно превратить его из пассивного слушателя в активного «переработчика» информации. Задавайте по ходу чтения вопросы: как ты думаешь, почему на картинке этот мальчик грустит? Почему деревья без листьев? Время от времени прерывайтесь, чтобы узнать мнение малыша о том, например, что произойдет с главным персонажем книги дальше, и т.п.
• Если малыш уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день и в определенное время. Поначалу можно быть рядом, просто слушая его или обсуждая прочитанное. Не исключено, что вскоре необходимость в вашем присутствии отпадет, а выработанная привычка к самостоятельному ежедневному чтению сослужит хорошую службу будущему школьнику или школьнице. Бывает, что уже умеющий читать ребенок с удовольствием слушает вас, а перейти на самостоятельный процесс что-то не спешит… Как помочь ребенку преодолеть этот барьер?
• Попробуйте использовать такой «жестокий» прием, как прерванное чтение интересной книги. Во время чтения закрываем книжку на самом интересном месте и уходим, сославшись на неотложные дела. Скорее всего, любопытство возьмет верх над упрямством или нежеланием читать.
• Возможно, у вас в семье сохранились детские диафильмы — просите малыша читать подписи к ним. Можно воспользоваться и детскими комиксами, если вы считаете приемлемыми для ребенка их содержание и качество рисунков.
• Подпишите сына или дочку на интересный детский журнал (например, еженедельный). Они с нетерпением будут ожидать каждого номера, а о том, чтобы прочитывался он ими самостоятельно, можно договориться заранее.
• Постарайтесь найти к одной из детских книг соответствующую аудиозапись. Дайте книгу в руки ребенку, включите запись и попросите его следить по тексту, отмечая, где звуковое сопровождение совпадает с текстом, а где не очень. Такая тренировка полезна и для выработки навыка беглого чтения, и для понимания текста. Синхронную запись можно сделать и самим.
• Неплохим стимулом может стать чтение по ролям — вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.
Образовательные сайты Республики Беларусь
в помощь учителям и учащимся
Единый информационно-образовательный ресурс
Клуб «Хрустальный журавль»
Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Настаўніцкая газета
Народная асвета
Издательство «Адукацыя і выхаванне»
Белорусский государственный университет
БГПУ им.М.Танка
Интернет — портал Молодежь Беларуси
Педагогический портал Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Образование и обучение в Беларуси
Издательство «Пачатковая школа»