Постановлением Министерства образования от 29 августа 2024 г. № 108 установлены виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году
Установлено, что в 2024/2025 учебном году выпускники девятых классов будут сдавать экзамены по:
белорусскому языку (изложение в письменной форме);
русскому языку (изложение в письменной форме);
математике (контрольная работа в письменной форме);
истории Беларуси (по билетам в устной форме).
Основные сроки проведения – с 2 по 13 июня 2025 г., иные сроки – с 18 по 25 августа 2025 г.
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме.
Для испытаний по физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению (по выбору учащегося) установлены:
основные сроки – 26 мая 2025 г.;
резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
иные сроки – 18 августа 2025 г.
Даты испытаний по белорусскому или русскому языкам (по выбору учащегося) следующие:
основные сроки – 29 мая 2025 г.;
резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
иные сроки – 20 августа 2025 г.
Также определены формы и даты проведения итоговых испытаний для:
учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования;
учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования;
учащихся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования;
учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных школах закрытого типа, специальных профессионально-технических училищах закрытого типа, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД, лечебно-трудовых профилакториев МВД, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении, по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
учащихся, курсантов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования и среднего специального образования.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Абитуриенту-2025
Сроки проведения централизованного экзамена (ЦЭ) и централизованного тестирования (ЦТ) в 2025 году
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2025
Подробности Министерство образования изложило в Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 29 августа 2024 г. № 108 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году», которое опубликовали на Национальном правовом интернет-портале.
Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 августа 2024 г. № 108 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году» утверждено, что в 2024/25 учебном году выпускникам IX-х классов нужно сдать четыре итоговых экзамена за курс базовой школы. В этот перечень вошли:
- белорусский язык (в форме изложения в письменной форме);
- русский язык (в форме изложения в письменной форме);
- математика (в форме письменной работы);
- история Беларуси (устно по билетам).
Выпускные испытания девятиклассники будут сдавать со 2 по 13 июня 2025 г. Кроме основных сроков определены и иные – с 18 по 25 августа 2025 г.
По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в 10 классе или поступить в колледж для получения профессионально-технического или среднего специального образования.
ВАЖНО!
При продолжении обучения в X классе учащиеся имеют выбор: обучаться в профильных классах, где изучаются отдельные учебные предметы на повышенном уровне (два предмета по выбору), либо изучать все предметы на базовом уровне.
Для поступления в профильные Х классы необходимо иметь итоговые отметки по профильным предметам от 7 баллов и выше, средний балл свидетельства об общем базовом образовании 7 (округляется до целых).
При обучении в классах с изучением всех предметов на базовом уровне учащиеся обязаны осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) в объёме 6 часов в неделю в рамках изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Профессиональная подготовка, как правило, осуществляется на базе учреждений среднего специального образования. Для учащихся государственного учреждения образования – это учреждение образования «Могилевский государственный колледж сферы обслуживания».
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН-2025
Централизованные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования
XI-классникам предстоит сдать два централизованных экзамена в письменной форме:
- испытание по выбору учащегося по одному из учебных предметов из нижеприведенного списка (физика, математика, химия, биология, иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), история Беларуси, всемирная история (новейшее время), география, обществоведение) запланированы на 26 мая 2025 г. Кроме основной даты установлены резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования (ЦТ) в резервные дни, а также иные сроки – 18 августа 2025 г.;
- ЦЭ по белорусскому или русскому языкам (учащийся вправе выбрать, какой из государственных языков сдавать) проведут 29 мая 2025 г.; резервными днями станут даты проведения ЦТ в резервные дни; определены иные сроки – 20 августа 2025 г.
Эти два экзамена будут организованы в формате ЦТ и пройдут в мае в пунктах сдачи ЦТ.
Централизованный экзамен (ЦЭ) обязателен для всех учащихся XI-х классов и совмещает в себе выпускной и вступительный. Это освобождает школьников от подготовки к разным формам испытаний.
К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ. В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.
Предметы для сдачи на ЦЭ
Одиннадцатиклассники сдают два ЦЭ.
Первый экзамен – русский или белорусский язык на выбор.
Второй предмет должен быть из числа дисциплин, по которым проводится ЦТ: математика, физика, химия, биология, всемирная история, история Беларуси, обществоведение, география, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) язык. Выбор необходимо сделать с ориентацией на дальнейшее поступление в учреждение высшего образования с учётом двух профильных предметов по выбранной специальности.
ВАЖНО!
С предметами надо определиться как можно раньше, так будет больше времени на подготовку. Ведь это не просто сдача каких-то экзаменов, а выбор дисциплины, необходимой для будущей профессии.
Последовательность сдачи профильных предметов устанавливается самим выпускником и не зависит от того, является ли предмет первым или вторым профильным при поступлении в УВО (разница только в количестве времени на подготовку).
Механизм проведения ЦЭ
Регистрация, получение пропусков, выдача сертификатов пройдут в учреждении образования, где одиннадцатиклассники учатся. С предметами для сдачи необходимо определиться до конца февраля: заявление на участие в ЦЭ одиннадцатиклассники пишут на имя директора до 1 марта, но окончательное решение возможно принять до конца регистрации на ЦЭ, которая пройдёт с 20 марта по 5 апреля. После регистрации изменить уже ничего нельзя.
Доставку на ЦЭ организует учреждение образования. Учащиеся собираются в школе, затем, используя либо общественный транспорт, либо школьные автобусы, одиннадцатиклассники в сопровождении педагогических работников централизованно добираются до пункта ЦЭ.
Площадкой проведения ЦЭ для учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г.Могилева» является межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет».
Время начала централизованного экзамена – 11.00, явиться нужно не позднее чем за час.
Структура тестов
Тестовые задания ЦЭ и ЦТ по форме и уровню сложности идентичны. ЦЭ, как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А – задания с выбором правильного ответа из предложенных, и части В, где нужно самому написать краткий ответ (слово или число).
Количество и уровень сложности заданий, структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету, а также темы, которые необходимо изучить, прописываются в спецификациях, которые ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Ознакомиться со структурой, формой и уровнем сложности экзаменационных материалов можно на репетиционном тестировании, а также пройдя демоверсию экзаменационного теста на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) по ссылке: https://result.rikc.by/ru/free/default.aspx
Участие в централизованном экзамене
При проведении ЦЭ предъявляются серьёзные требования к идентификации личности участников испытаний. Установленными документами, которые позволяют определить личность участника ЦЭ, являются: паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, специальная справка из милиции с фотографией и печатью в случае утери паспорта. Эти документы необходимо предъявить при входе в пункт ЦЭ и аудиторию, где непосредственно будет проводиться экзамен.
В какую аудиторию попадёт выпускник, решит жребий – распределение проходит накануне дня экзамена случайным образом. В каждой аудитории сопровождение проведения ЦЭ осуществляют не менее трёх педагогических работников, один из которых – учитель предмета, по которому проводится ЦЭ. Экзаменационные материалы доставят из РИКЗ фельдъегерской службой. Их вскрытие, а после завершения мероприятия и упаковку проведут непосредственно в аудиториях. Отсчёт времени, отведённого на выполнение работы, начинается после получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы. Инструктаж, заполнение полей регистрации сюда не входят.
Отметка в аттестат
Тестовые задания ЦЭ проверяет РИКЗ. После сдачи ЦЭ учащиеся получают два сертификата по 100-балльной системе оценивания. Для выставления отметки в аттестат этот результат будет переведён в 10-балльную отметку по переводной шкале, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь.
Всем учащимся, которые получили на ЦЭ балл выше нуля, вручаются сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. При выставлении итоговой отметки будут учитываться школьная отметка за год и результат централизованного экзамена. Выведенная по среднеарифметическому принципу итоговая отметка и будет поставлена в аттестат об общем среднем образовании. Документ об окончании школы будет выдан, если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, составит от 3 баллов и выше.
Сертификат ЦЭ, как и сертификат ЦТ, действителен два года.
ВАЖНО!
В 2025 году меняются сроки регистрации на централизованное тестирование (ЦТ): регистрация пройдёт с 9 по 22 апреля.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Какой документ вместо паспорта можно предъявить на ЦЭ?
При проведении ЦЭ предъявляются серьёзные требования к идентификации личности участников испытаний. Установленными документами, которые позволяют определить личность участника ЦЭ, являются: паспорт, либо ID-карта, либо специальная справка из милиции с фотографией и печатью в случае утери паспорта. Эти документы необходимо предъявить при входе в пункт ЦЭ и аудиторию, где непосредственно будет проводиться экзамен.
Что брать с собой и как одеться?
К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ
В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.
Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов ЦЭ
После сдачи экзаменов учащиеся, которые получили балл выше нуля, получат сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведённым в 10-балльную отметку, станет итоговой отметкой учащегося, которая будет выставлена в аттестат.
Результаты ЦЭ можно узнать на сайте РИКЗ или оперативно получить по SMS-запросу
Результаты ЦЭ в течение 10 рабочих дней будут размещены на сайте РИКЗ и доступны по серии и номеру паспорта (бесплатно). Узнать свои баллы раньше, чем они появятся на сайте, можно по SMS-запросу.
Победители областной и республиканской олимпиады могут не сдавать ЦЭ
Предусмотрена возможность освобождения от сдачи двух ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников. В аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется 10 баллов по учебному предмету, по которому он стал победителем (годовая отметка – по второму ЦЭ для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады).
Кто ещё может быть освобождён от ЦЭ?
Также от ЦЭ могут быть освобождены учащиеся, которые обучаются на дому по медицинским показателям. Обучающиеся на дому, которые воспользуются правом освобождения от централизованного экзамена, получат аттестат об общем среднем образовании, но должны помнить, что в год окончания школы они не смогут принять участие в ЦТ и продолжить обучение в учреждении высшего образования.
В год окончания школы результаты ЦЭ понадобятся вам для поступления в ВУЗ
Это связано с тем, что в год окончания школы вы имеете право только на одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ вам в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты будут уже иметь выбор: предоставлять в приёмную комиссию свои сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдать по всем предметам ЦТ.
В чём преимущества ЦЭ?
– уменьшение нагрузки на учащихся, в том числе на тех, кто поступает в ВУЗ:
– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);
– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения).
Напоминаем, что при поступлении в университет в год окончания школы учитываются результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата.
Рекомендации педагога-психолога
УЧАЩИМСЯ
Выпускные экзамены. Как планировать время при подготовке к экзамену?
Умение планировать свое время – одно из самых главных умений в жизни. И чем раньше вы научитесь этому, тем успешнее будет процесс обучения в будущем.
- Для начала купите ежедневники распишите в нем сроки повторения материала. Хорошо было бы при этом учесть, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить «активные» часы.
- Планирование важно выполнить в трех вариантах: ежемесячное(если еще позволяет время), еженедельное, ежедневное.
- Важно составить план работы, четко определить, что именно будет изучаться каждый день. Не вообще: «Немного позанимаюсь…», а какой именно предмет вы планируете изучить (или повторить) сегодня и какие конкретно разделы.
- И помните: лучше заниматься каждый день по часу, чем один раз в неделю, но целый день. Необходимо чередовать работу и отдых.
- Начинать занятие следует с более трудных вопросов, которые вы знаете хуже всего, оставляя более легкие для вас темы на конец занятия. Но бывает и так, что заниматься не хочется – «нет настроения». В таком случае полезно начать, наоборот, с того, что вы знаете лучше, что более интересно и понятно для вас.
- Учите больше, чем требуется, и дольше, чем вам кажется необходимым. У вас должен быть запас знаний, благодаря которому на экзамене вы быстро вспомните материал.
- В конце каждого дня подготовки следует проверить, как усвоен материал: вновь кратко записать планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. Если вы сумеете спланировать свое время, то и настроение будет лучше (оттого, что вы не «утонули» в материале и успели повторить все вопросы), и оценки выше.
Как научиться концентрировать внимание?
Часто бывает так, что во время изучения какого-либо предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, помогающие сконцентрировать внимание:
- Подготовьте место для учебы. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь ваше внимание: уберите вещи, которые вам не понадобятся в процессе подготовки, разложите учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д. В интерьер комнаты желательно внести желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
- Поза во время занятий должна быть «собранная». Лучше сидеть не в мягком кресле, а на твердом стуле.
- Можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые отвлекают от работы.
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал весь организм. Для того чтобы глаза отдохнули, можно выполнить ряд упражнений:
- Крепко зажмурьте глаза (3-5 сек.), затем откройте глаза (3-5 с).
- Быстро моргайте в течение 1-2 мин.
- Посмотрите попеременно вверх-вниз (10 с), влево-вправо (10 с).
- Взглядом рисуйте лодочку, качающуюся на волнах.
- «Напишите» взглядом свое полное имя.
- Попеременно фиксируйте взгляд сначала на удаленном предмете (10 с), затем – на листе бумаги перед собой (10 с).
Как организовать процесс активного запоминания?
Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить. Поэтому запоминание – ключевой момент в подготовке к экзаменам. Для лучшего усвоения материала важен активный подход к делу.
- Необходимо учитывать особенности предмета, по которому предстоит сдавать экзамен. При подготовке к устному экзамену целесообразно систематизировать и повторить весь изученный материал, а при подготовке к письменному экзамену, например по русскому языку или математике, важно сосредоточиться на отдельных разделах программы.
- Не надо стремиться заучивать все – лучше подчеркивать, выписывать и конспектировать важные места.
- Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, сначала вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете по этой теме, и лишь затем проверяйте себя по учебнику. Особое внимание следует уделять правилам, подзаголовкам параграфа – это поможет выделить главные мысли, которые станут опорными пунктами вашего ответа.
- Повторять материал нужно вслух. Чтобы ответ не получился скомканным и непоследовательным, необходимо составить план ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.
- Ответы на самые трудные вопросы желательно рассказать внимательному слушателю или записать на диктофон, а затем прослушать себя. На устном экзамене легко вспомнится материал, рассказанный вами вслух перед зеркалом.
- Очень полезный метод, которым пользуются многие при изучении иностранного языка, – запись слов на карточки. Его можно использовать и для других предметов, записывая, например, правила русского языка, рисуя схемы, отражающие процесс или ход событий, физические законы и т.д.
- Не повторяйте билеты по порядку. Лучше напишите номера на листочках и тяните билет, как на экзамене.
- Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.
Не забывайте делать перерывы!
Позанимавшись час-полтора, отдохните в течение 10 минут. Если вы устали и вас клонит в сон, то лучше лечь и немного поспать. Эффективный отдых повысит вашу работоспособность.
Как психологически подготовиться к экзаменам?
Успешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Многие обычно уделяют много внимания тому, чтобы овладеть материалом по предмету (понять его и запомнить), однако, кроме этого, необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать несколько приемов, которые помогут вам справиться с волнением.
Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Во-вторых, несколько простых упражнений, которые вы освоите в период подготовки к экзаменам, можно использовать на экзамене перед началом письменной работы или после того, как вы возьмете билет на устном экзамене. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.
Упражнение 1.
Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Упражнение 3.
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок».
Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.
Научитесь не думать о провале на экзамене. Наоборот, мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма.
Вечером перед экзаменом погуляйте, сходите в бассейн – займитесь тем, что отвлечет вас от событий предстоящего дня. Ночью следует хорошо выспаться.
Перед экзаменом не рекомендуется слишком много есть. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен. Однако и голодными идти на экзамен тоже не следует. Важно также избегать употребления стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.) – нервная система и так в напряжении.
Помните, что вера в успех – это половина успеха!
Итак, вы готовы! Вы собраны! Вы уверены в своих знаниях!
Выпускные экзамены. Ваши действия на экзамене
Важно успокоиться непосредственно перед входом в кабинет. Для этого прекратите волнительные разговоры с товарищами. Вспомните и воспроизведите мысленно что-то приятное, не относящееся к экзамену, – например, как вы летом ездили отдыхать на юг и купались в теплом море.
- Взяв билет, прочитайте вопросы. Начните подготовку к ответу с легких для вас вопросов, а потом переходите к более сложным заданиям.
- В своем ответе важно показать знание сути вопроса и умение строить причинно-следственные связи. Поэтому сначала тезисно напишите примерный план ответа. После этого вы успокоитесь, мысли станут более ясными. Теперь вы можете дополнить свой ответ иллюстративным материалом (примерами, аргументацией и т.д.).
- Планируйте время так, чтобы его хватило на все вопросы. Не тратьте слишком много времени на один вопрос (который вам кажется очень сложным). Оставьте время на проверку ответа.
- У вас осталось время? Не спешите идти отвечать или сдавать работу. Отложите ее в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые «умные» мысли приходят в голову после того, как ответ уже написан. Если вам больше нечего добавить, то используйте оставшееся время на проверку (на письменном экзамене) или послушайте, о чем спрашивает учитель отвечающего (на устном экзамене), т.к. вопросы иногда повторяются.
- Непредвиденные ситуации:
- Вы что-то забыли на экзамене. Чтобы вспомнить это, используйте следующий прием: запишите первое, что придет на ум по этой теме. Эти слова помогут вам вспомнить другие слова, и в конце концов вы сможете вспомнить то, что хотите.
- Вы на полуслове забыли, о чем надо говорить. Не паникуйте, такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, это поможет вам восстановить логику ответа. Если не получилось, посмотрите на листок и переходите к следующему пункту плана своего ответа. В конце ответа всегда есть возможность вернуться к тому, что вы пропустили, начав фразу словами: «Я хотел бы добавить…» — или что-то в этом роде.
- Вы увидели, что вас не слушают. Не обижайтесь, продолжайте ответ, не обращая на это внимания.
- Вам задали дополнительный вопрос. Не пугайтесь, это вовсе не означает, что вы плохо отвечали или вас хотят «завалить». Не спешите с ответом. Если нужно, попросите время на обдумывание. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
- Вы допустили ошибку. Не надо бояться, они бывают у всех. Если вы знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вы сомневаетесь, ошибка ли это, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло.
Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения с экзаменатором.
Держитесь уверенно, помните о хорошей осанке, улыбайтесь и будьте настроены доброжелательно по отношению к экзаменатору. Поддерживайте зрительный контакт с ним.
При ответе на экзамене учитывайте, что слишком оживленная мимика, излишняя жестикуляция и громкий голос мешают слушающему сосредоточиться, однако и вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может разочаровать экзаменатора. Соблюдайте меру во всем.
ПЕДАГОГАМ
- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- создайте ситуацию эмоционального комфорта;
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен (а), что ты справишься»;
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?»– лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится»;
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?»– и предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»;
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько», Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
- помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
- помогайте подростку избежать ошибок;
- поддерживайте выпускника при неудачах;
- подробно расскажите выпускникам, как будет происходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
- Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
РОДИТЕЛЯМ
В период подготовки к вступительным испытаниям и сдачи экзаменов дети испытывают большое физическое и психологическое напряжение. В это время им как никогда нужна поддержка и помощь родителей.
Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу мозга. Также полезен шоколад.
Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда ребенок рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя». Полезно рассказать историю об успешной сдаче экзамена из своей жизни.
Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.
Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, – это не трагедия.
Помогите ребенку правильно организовать процесс подготовки к экзаменам. Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к., кроме вас, никто не сможет вовремя заметить ухудшение состояния его здоровья, вызванное переутомлением. Постарайтесь создать доброжелательную атмосферу в семье.
Подготовка к итоговым и вступительным испытаниям