Занятие в IX классе
Цель: научить правилам поведения в толпе и способам личной защиты.
Оборудование: вещи (шапки, шарфы, обувь); предметы первой помощи (пластырь и т. п.) и защиты (перчатки); плакаты с изображениями уязвимых точек человека и позиций тела.
Занятие можно начать с приведения известных примеров паники в местах массового скопления молодёжи (события на Немиге). Для наглядности можно также использовать кадры из кинофильмов «Тревожное воскресенье», «Бег», «Государственная граница» и др., где показана паника среди людей и её последствия.
Опираясь на ассоциации и переживания учащихся, педагог переходит к объяснению механизмов возникновения паники и её первых признаков. Данный ниже материал можно раскрыть путём лекции с сопутствующими вопросами к учащимся.
Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание людей, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были причины, вызвавшие это собрание (по определению Г. Лебона). Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причём чувства и идеи всех отдельных людей принимают одно и то же направление.
Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении — главные черты, характеризующие толпу. Каковы бы ни были индивиды, составляющие толпу, каков бы ни был их образ жизни, знания, характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалось душевное состояние, заставляющее их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы и действовал бы каждый из них в отдельности.
Появление новых черт, характерных для толпы, вызвано различными причинами. Во-первых, человек в толпе приобретает сознание силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не даёт воли. В толпе он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа не имеет имени.
Во-вторых, в толпе всякое чувство заразительно, причём в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы. Заразительность — почти гипнотическое явление.
В-третьих, под влиянием внушения человек может совершать определённые действия с неудержимой стремительностью. В толпе эта стремительность проявляется с ещё большей силой.
Поддаваясь толпе, человек перестаёт быть самим собой, у него не существует своей воли, он поддаётся инстинкту. Человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется чужим представлениям, совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже отдельного человека, но с точки зрения чувств и поступков она может быть лучше или хуже его. в зависимости от обстоятельств.
Толпу характеризуют такие свойства, как импульсивность, изменчивость, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувствительность, нетерпимость.
Толпа — это особый биологический организм. Он действует по своим законам и не учитывает интересы отдельных людей. Это становится очевидным во время паники. Очень часто толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые вызвали панику.
Характерные черты паники:
- паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности;
- направление бегства при панике не является случайным (знакомая дорога);
- паническое бегство асоциально;
- человек, охваченный паникой, убеждён, что обстановка крайне опасна.
Скопление в одном месте огромного числа людей при определённых условиях может создавать коллективное возбуждение, приводящее к необычным типам активности. Болельщики могут становиться безумными во время спортивных встреч. Иной раз охваченные паникой люди устремляются в безопасное место, даже если при этом давят или затаптывают окружающих насмерть. Толпы людей в яростном возбуждении могут проходить по улицам, избивая или убивая тех, кто им кажется врагом.
Импульсы, которым повинуется масса, могут быть в зависимости от обстоятельств благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявиться инстинкту самосохранения.
Масса легковерна и чрезвычайно легко поддаётся влиянию. Она думает образами, не выверяющимися разумом, немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в непоколебимую уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть.
В больших городах нарастает общий фон тревожности по отношению к местам массовых скоплений людей. Причём резкий всплеск такой тревожности наблюдается сразу после терактов и катастроф, произошедших в людных местах. Мнительные и беспокойные люди вообще перестают выходить из дома на какое-то время или обходят за версту любое место, где можно попасть в давку. С точки зрения самозащиты это лучший выход. Беда в том, что люди редко чувствуют меру. И к нормальному, здоровому процессу сохранения себя примешиваются страх, стресс, депрессия. Чтобы этого избежать, необходимо совсем немногое — знание законов, по которым развивается и действует толпа, правильное восприятие реальности, а также умение управлять собой.
Толпа не может двигаться в одном направлении, даже если создаётся такая видимость. Люди в толпе не знакомы друг с другом, каждый борется за себя. Толпа почти не поддаётся сознательному управлению, зато очень хорошо ведётся на провокации. Совершенно не важно, из какого количества людей состоит толпа.
Попытки измерить, отследить и спрогнозировать поведение толпы привели к любопытным выводам. У каждого массового скопления людей образуется своя энергоинформационная матрица, и хотя одинаковых матриц не бывает, но некоторые общие характеристики выделить можно.
Матрица «Броуновское движение»
Толпа представляет собой разрозненное поле, где каждый движется сам по себе и только с одному ему известными целями. Прочувствовать и направить вектор движения толпы здесь практически невозможно, поэтому именно эта матрица хуже всего поддаётся управлению. Воздействие можно оказать только одним способом — став центром такой толпы и направив её энергию на себя. Этим приёмом пользовались во все времена неформальные лидеры, мошенники и бродячие артисты. С этой матрицей мы встречаемся на рынках и площадях, в городских парках и на набережных в тёплую летнюю ночь, на вокзалах и просто на улице. Хотите почувствовать «броуновское движение» — посетите городскую «толкучку».
Матрица «Спираль»
В этом поле люди вовлечены в единый поток движения, остановить который зачастую невозможно. Классический пример «спирали» — движение по эскалатору. В данном случае интересны естественные реакции людей. Границы индивидуальности мгновенно стираются, всю сущность заполняет единственная цель — двигаться вперёд. Остановиться или выскочить практически невозможно: тот, кто сзади, просто собьёт с ног. Противодействовать «спирали», то есть идти против её движения, не имеет никакого смысла. Способ управлять ею — оказаться сверху, в буквальном смысле слова забраться на возвышение — дерево, забор, капот автомашины — или хотя бы смотреть поверх голов.
Матрица «Воронка»
В «воронку засасывает каждого, кому не повезёт оказаться в её эпицентре. Остановить её разрушительное действие практически невозможно.
В природе аналогом «воронки» является торнадо. Именно расслабление может стать вашим единственным спасением, если вы оказались в «воронке». Попробуйте глазами стороннего наблюдателя смотреть, как ваше тело несёт человеческий поток, и преодолевайте страх. Неплохо помогает команда самому себе «спокойно, скоро это закончится».
Иногда, чтобы рассыпать «воронку», надо просто прорвать её стены. С толпой-«воронкой» мы встречаемся на стадионах, дискотеках, уличных концертах. Классическая «воронка» — толпа разъярённых футбольных болельщиков. Совладать с фанатами сложнее, чем с кем бы то ни было, именно по причине их нелогичности, но огромной силы вовлечённости в идею.
Несмотря на кажущуюся безликость толпы, в её структуре выделяются чёткие фигуры: агрессоры, ведущие и ведомые. Агрессоры — это те, кто толпу создаёт и провоцирует. В печально известном случае гибели людей в давке в подземном переходе в Минске (тогда сотни людей, находящихся на уличном концерте, одномоментно бросились в узкий подземный тоннель, скрываясь от внезапно хлынувшего дождя) агрессором был тот, кто крикнул: «Бежим в переход!».
Агрессоры совершенно не обязательно делают это сознательно. Часто агрессором движет страх или внезапно возникшая идея. Нередко агрессоры сами погибают в катастрофах или получают травмы и увечья. Бывают, правда, и сознательные агрессоры — люди, способные разгонять свою психику до такой степени, что увеличивается и поле влияния. Трудно сказать, что страшнее — сознательный агрессор или тот, кто по неведению стал им. Для толпы плохо и то, и другое.
Ведущий в толпе тот, кто в нужный момент подхватывает посыл агрессора и пытается его реализовать. Агрессор запускает механизм раскрутки толпы, ведущий подхватывает эстафету, и дальше ситуация разворачивается уже по сценарию или вовсе выходит из-под контроля. Как бы ни была завлекательна идея агрессора, её ни в коем случае нельзя подхватывать.
Ведомые — обычные люди, люди толпы. Именно они становятся жертвами неуправляемой энергии разрушения, превращающей просто скопление людей в убийцу. Любой из нас может оказаться в каждой из этих ролей.
Даже находясь в толпе, каждый из нас требует себе определённого места и готов энергично защищать свою зону. Это обстоятельство помогло журналисту Герберту Джэкобсу выработать метод для оценки размеров толпы. Оказывается, результат будет разным в зависимости от того, внутри толпы мы находимся или вне её. Изучая снимки массовых сборищ, сделанные с воздуха, он сосчитал число участников и пришёл к выводу, что в плотной толпе каждому человеку требуется от 2 до 2,5 квадратных метров, а в разреженной — до 3,5 квадратных метров.
Говоря о толпе, следует учесть, что личная территория каждого её участника уничтожается в ходе её разрастания. Реакция на это разрушение может привести к изменению настроения толпы. Люди реагируют, если их личное пространство подвергается агрессии. По мере того как толпа разрастается, становится более плотной, она может становиться более жестокой. Не стойте у неё на пути!
5 правил защиты от толпы
- Обойдите толпу.
- Не идите против толпы. При необходимости пересечь толпу пересекайте её по касательной или по диагонали, при этом следуя движению шашечной фигурки. Соотносите свою скорость со скоростью приближения к вам людей.
- Не поддавайтесь общему психозу.
- Защитите грудную клетку.
- Старайтесь не упасть.
Как уцелеть?
- Не сопротивляться в толпе.
- Не сдерживать соседей.
- Не поправлять одежду, головной убор, очки.
- Не поднимать руки вверх.
- Избегать центра толпы.
- Избегать края толпы, если есть препятствия и опасности.
- Избавиться от колющих, режущих, объёмных предметов.
- Освободиться от шарфов, цепочек, серёжек, галстуков, зонтов, сумок, бутылок и т. п.
- Быстро застегнуться.
- Снять туфли на высоких каблуках.
- Ничего не поднимать с земли.
- Передвигаться семенящими шагами.
- Руки сцепить на груди или, согнув в локтях, прижать к корпусу.
- При падении сгруппироваться и резко встать. Защитить голову.
- Смотреть вокруг (обрушение конструкций и т. п.).
- Уклоняться от всего неподвижного на пути — столбов, тумб, деревьев, иначе вас могут просто раздавить.
- Толчки сзади принимать на локти.
- При падении необходимо применить такую технику. Быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся — вас будут сбивать. Поэтому одной ногой следует упереться в землю и резко разогнуться, используя движение толпы.
Педагог может задать вопрос: «Если вы оказались в толпе и началась паника, что вы предпримете в первый момент?». Поскольку ответы учащихся могут быть очень разнообразными (одни фиксируют признаки паники, как они их понимают, другие — моменты выхода из толпы, третьи — способы охраны тела и т. д.), следует предложить общий психологический алгоритм осознания ситуации. Он содержит двойной вектор:
1)мгновенно «схватить» образ своего тела и, вспомнив всё, что знаешь, начать защиту тела;
2)«слушать» ситуацию (возможные команды, информацию о случившемся, даже если она складывается из информационных отрывков).
Важно объяснить учащимся сложность такого психологического состояния, т. е. направленность внимания, слуха и зрения одновременно вовне и вовнутрь. Алгоритм индивидуального поведения и скорость принятия решения зависят от ситуации, а её анализ полностью зависит от субъективных ощущений и способности дать себе команду: «Спокойно, я жив, я буду жить. Слушай, смотри, думай».
Учащихся необходимо подвести к выводам:
- сознательное изменение своего состояния — шанс;
- только самоприказом можно управлять собой в экстремальной ситуации;
- контролировать ситуацию может человек, имеющий знания и умеющий управлять своими эмоциями;
- самые быстрые реакции — на звуковые раздражители;
- в первые моменты осязательные раздражители (даже при боли) — толчки, удары, прижатие — менее важны.
На данном этапе занятия можно продемонстрировать приёмы освобождения от мешающих вещей.
Следующий этап урока может представлять собой визуализацию ситуаций по охране тела и отдельных его частей при давке (демонстрируется плакат с изображением наиболее уязвимых точек и областей тела). Принципы и способы охраны тела, группировки и организации групповых действий можно объяснить с помощью представленных рисунков.
Нейтрализация дезорганизующих настроений и действий, правила подчинения порядку организованного массового мероприятия — эти вопросы желательно обсудить с учащимися в форме диалога. Можно организовать обсуждение с помощью вопросов:
- Как можно остановить человека в толпе, если он начинает громко кричать, мешать окружающим или призывать к неправильным действиям?
- Что делать, если вас толкнули в толпе?
- Как нужно реагировать, если в толпе начинается конфликт?
- Как защитить себя психологически от действий людей, нарушающих общественный порядок или правила проведения массового мероприятия?
Все рациональные предложения учащихся в ходе диалога преподаватель акцентирует методом одобрения и поддержки.
Список использованной литературы
1. Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.
2. Гостюшин, А. Защити себя и близких: Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. Антипов. — М.: Рипол Классик, 1997. — 320 с.
3. Лебедев, В. И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. — М.: Политиздат, 1989. — 303 с.
4. Соловьёв Э. Я. Поведение в экстремальных ситуациях: обеспечение личной безопасности и безопасности ваших близких / Э. Я. Соловьёв. — М.: ИВФ «Антал», 1996. — 95 с.
5. Форчун Д. Психическая самозащита / Д. Форчун. — М.: Двойная звезда, 1993. — 205 с.
6. Цвилюк Г. Е. Школа безопасности, или Kaк вести себя в экстремальной ситуации / Г. Е. Цвилюк. — М.: НПО «Образ», 1997. — 191 с.
7. Фатин С Б. Поведение человека в экстремальных ситуациях и основы безопасной жизнедеятельности / С. Б. Фатин. — Могилев: МГПИ, 1997. — 98 с.
8. Андреева, Е. И. Помоги себе сам / Е. И. Андреева. — М.: Интер-Весы, 1992. — 12 с.
9. Ковалёв, В. А. Чрезвычайные ситуации и правильное поведение населения при их возникновении : уч. пособие / В. А. Ковалёв, М. В. Самойло Н. П. Кохно. — Минск, 1998. — 160 с.
10. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка П. Статмэн. — СПб., 1996.
11. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы Л. Г. Почебут. — СПб.: «Речь», 2004. — 240 с.
12. Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной и политической психологии / А. П. Назаретян. — СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
13. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. — СПб., 1995.