Риск-версия
Цели: обобщение, систематизация и закрепление знаний правил пожарной безопасности, создание условий для формирования навыков правильного поведения при возникновении пожара, развитие логического мышления и умений работать в группе.
Правила проведения игры
В игре участвуют четыре команды. Кто с кем играет в первой и второй играх разыгрывается по жребию. В третьей игре принимают участие команды, занявшие первые места в первой и второй играх. Право первого хода также разыгрывается по жребию. Ведущий зачитывает вопрос. Команда может «рисковать», т.е. отвечать без обсуждения ответа (2 балла за правильный ответ), или «играть», т.е. обсуждать ответ 20 се¬кунд (1 балл за правильный ответ). Если команда не дала правильного ответа, могут попытаться ответить на данный вопрос соперники (1 балл за правильный ответ). Затем право первого хода переходит ко второй команде. Кроме того, команды отвечают на вопросы по теме «Знаки безопасности». Ассистент ведущего выносит нарисованные на картоне знаки безопасности. Рисунки повернуты тыльной стороной к игрокам. Капитан команды берет любой рисунок, ассистент ведущего переворачивает рисунок лицевой стороной. После этого команда должна ответить, что обозначает данный знак и где он располагается. Правила ответов на вопросы по данной теме такие же, как и на другие вопросы. Ведущему помогает еще один ассистент — «таймер», который следит за временем. Ведущий комментирует и, если нужно, дополняет ответы игроков. В тайм-аутах болельщики команд читают стихи и поют песни о пожарных, показывают придуманные ими рекламы правильного поведения при пожаре. За интересные, оригинальные номера художественной самодеятельности болельщиков жюри может добавить 1—2 балла команде игроков. Проводится также индивидуальный конкурс. Автор правильной версии ответа получает жетон, на котором изображен огнетушитель. Игрок, набравший больше всех «огнетушителей», получает звание «Лучший игрок» и награждается поощрительным призом.
Первый блок вопросов
1. Каким был первый прибор для добывания огня? (В куске дерева мягкой породы проделывалось углубление, в которое устанавливалась палочка из дерева твёрдой породы. При вращении палочки дерево согревалось и начинало тлеть.)
2. Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно ли они поступили? (Нет, эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня.)
3. Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке, не так ли? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты.)
4. Почему дымоходы на чердаках покрывают побелкой? (В этом случае всегда можно обнаружить трещинки на дымоходах и своевременно их устранить.)
Второй блок вопросов
1. Кто, по преданию, первым принёс огонь на Землю? (Прометей похитил огонь у богов и подарил его людям.)
2. Хозяйка ушла на работу во вторую смену и оставила включённым холодильник. Правильно ли она поступила? (Холодильники разрешается оставлять включенными без присмотра.)
3. Можно ли использовать хлопушки на школьном новогоднем утреннике? (Нет. Сухие иголки ели легко воспламеняются.)
4. В комнате начался пожар. Восьмиклассник сразу же открыл окно. Правильно ли он поступил? (Нет. При пожаре не рекомендуется открывать окна, т.к. это способствует притоку кислорода, который только усиливает огонь.)
Тайм-аут
Третий блок вопросов
1. Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки.)
2. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или пустая бочка из-под бензина? (Пустая бочка опаснее, т.к. в ней может образоваться взрывоопасная смесь паров бензина и воздуха.)
3. Мать ушла в магазин, оставила дома двух несовершеннолетних детей на пятнадцать минут. Права ли она? (Нет. Ни в коем случае нельзя оставлять несовершеннолетних детей без присмотра. Часто в таких случаях дети устраивают пожар.)
4. Ученик десятого класса вошёл в квартиру и почувствовал запах газа. Что он должен сделать? (Открыть окна и вызвать аварийную службу — 104.)
Четвертый блок вопросов
1. Хозяйка разместила чистящие аэрозоли на кухне. Правильно ли она поступила? (Нет. От повышенной температуры может взорваться как полный, так и пустой баллончик.)
2. Бабушка принялась тушить водой загоревшуюся проводку в доме, а её внук-девятиклассник закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? (Внук прав. Электропроводку нельзя тушить водой, т.к. вода — хороший проводник электрического тока.)
3. Правильно ли выражение «загорелся бензин»? (Загорается не бензин, а пары бензина в смеси с воздухом при нагревании жидкости.)
4. Можно ли на новогоднем утреннике пользоваться бенгальскими огнями? (Нет. Зажигать бенгальские огни можно только вдали от ёлки и любых легковоспламеняющихся веществ.)
Тайм-аут
Пятый блок вопросов
1. На женщине, стоящей у газовой плиты, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Кто поступил правильно? (Сын. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань.)
2. Что лучше использовать для разжигания камина на даче: бензин или керосин? (Применение любой горючей жидкости для разжигания камина опасно.)
3. Зачем пожарному карабин? (Пожарный карабин — это стальная петля, которая прикрепляется к спасательному поясу.)
4. Пожарный и пожарник — это одно и тоже? (Нет. Пожарниками называли крестьян — мнимых погорельцев, которые ходили и просили милостыню.)
Шестой блок вопросов
1. В личном подвале многоэтажного дома гражданин хранит бензин для своего мопеда. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях.)
2. Мастер-электрик изготовил очень красивую гирлянду, но директор школы не разрешил повесить её на ёлку. Кто прав? (Директор. Запрещается использовать самодельные гирлянды для украшения ёлок и помещений.)
3. Чем пожарные рукава отличаются от обычных рукавов? (Трубы, по которым пожарные качают воду, называются рукавами.)
4. Огонь — друг или враг? (Без огня, конечно, немыслима современная жизнь, но огонь становится опаснейшим врагом, если нарушаются правила пожарной безопасности.)
Приложение
Вопросы «Знаки безопасности»
Запрещающие знаки
Данные знаки предназначены для запрещения определенных действий. Они представляют собой круг красного цвета с белым полем внутри, белой по контуру знака каймой и символическим изображением черного цвета на внутреннем белом поле, перечеркнутом слева направо вниз красной полоской под углом 45°.
1. Знак — «Запрещается тушить водой» имеет символическое изображение пламени и водопроводного крана. Его устанавливают у входов в помещения и места, где хранятся материалы, которые запрещается тушить водой.
2. Знак — «Запрещается пользоваться открытым огнем» имеет символическое перечеркнутое изображение горящей спички. Его устанавливают на наружной стороне складов, в химической и физической лабораториях и т.д.
Предупреждающие знаки
Эти знаки предупреждают о возможной опасности. Их изготавливают в виде равностороннего треугольника со скругленными углами. Эти знаки жёлтого цвета и с чёрной каймой.
1. Знак «Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества» имеет символическое изображение пламени. Его устанавливают на входных дверях и внутри складов горюче-смазочных материалов, перед входами на участки работ с легковоспламеняющимися веществами и т.д.
2. Знак «Осторожно! Опасность взрыва» имеет символическое изображение взорвавшейся бомбы. Его помещают на дверях складов, на таре, перед входом на участки работ с взрывоопасными материалами.
Указательные знаки
Данные знаки предназначены для указания на местонахождения пожарных постов и оборудования. Их изготавливают в виде синего прямоугольника с белой каймой по контуру. Внутри прямоугольника — белый квадрат. В квадрате красным цветом выполняют символическое изображение или поясняющую надпись.
1. Знак «Огнетушитель» имеет символическое изображение огнетушителя с указательной стрелкой.
2. Знак «Пункт извещения о пожаре» имеет символическое изображение звонка с расходящимися звуковыми волнами. Его вывешивают на дверях помещений, где имеется телефон.
Литература
Богомъя В. В., Кондрашопок В. М., Аксиневин Н. П. Пожарная безопасность. — Минск : «Парус», 1993. — 240 с.