Последнее обновление сайта проведено 20. 05. 2024 года  

188 просмотров

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №28 г. Могилёва»

 

 

г. Могилёв, ул. Вишневецкого, 12

Контактные телефоны: +375 222 700366, +375 222 645210

⇐ Вернуться на главную

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приго­товлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возни­кает масса про­блем. В попытках справиться с ними родители использу­ют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рас­суждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительс­кой озабоченности? Однако очень часто родители толь­ко усугубляют школьные стрессы своих детей.

Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со сто­роны учителей и страх потерпеть неудачу перед клас­сом, то становится ясно, что школьники надеются спо­койно отдохнуть дома. Однако этого не происходит — родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?

Не достигнув успехов, многие родители отправляют­ся в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домаш­них заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и ра­зочарование взрослых и детей.



Многим детям помогает соблюдение четкого распоряд­ка дня. Для ребят слишком велико бремя ответствен­ности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Четкое выполнение распорядка дня поможет спра­виться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной час­тью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока ра­бота не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполнен­ные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрос­лых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного вни­мания родителей, а также формирует чувство безопас­ности и уверенности, что задания выполнены без оши­бок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, ког­да станет выполнять классную работу. Однако если ре­бенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.



2. Распределение заданий по степени сложности.

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домаш­ней работы. Они могут очень долго мучаться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее коли­чество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.



3.  Родителям не следует сидеть рядом с ребен­ком все время, пока он делает уроки.

Многие родители скажут, что их дети не умеют само­стоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто про­сто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справ­ляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся поря­док вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.



4.  Сначала проверить то, что выполнено пра­вильно.

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник вы­полнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз про­веришь этот пример, то у тебя может получиться не­сколько другой ответ». Это побудит ученика вернуть­ся к заданию без отвращения и чувства бессилия. Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Иногда целесообразно проверять домашнее зада­ние по частям, сразу после того как школьник ре­шил задачу, выполнил упражнение. Для многих де­тей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обрат­ную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следу­ющее задание. Если же ребенок начал что-то де­лать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.



5.  Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над до­машним заданием несколько часов подряд. Это впол­не нормально, если школьник все это время действи­тельно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрос лый видит, что за час или два ребенок почти не про­двинулся в его выполнении, то надо прекратить бес­полезное занятие. В таком случае целесообразно на­писать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Каковы причины неспособности школьника справить­ся с заданием дома?

•  Он мог просто не понять новый материал, и поэто­му был не в состоянии выполнить домашнее задание.

•  Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

•  У ребенка могут быть серьезные проблемы с обуче­нием в целом, например, по причине несформиро-ванности необходимых учебных умений и навыков.

•  Ученик не в состоянии справиться с большим объе­мом задания.



6.  Помощь при заучивании информации из учеб­ника.

Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В боль­шинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя та­кую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание. Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, яв­ляется ответом на один из вопросов. Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для по­лучения информации, тем больше вероятность усво­ения информации.



7. Родителям стоит обращать внимание на невер­бальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вер­бальном уровне. Известно, что невербальные спосо­бы передачи информации являются не менее значи­мой частью общения. Поэтому очень многие сигна­лы, особенно негативные, могут быть переданы до­вольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые бро­ви и другие проявления «языка тела» — все это явля­ется невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоот­ношения, связанные с домашней работой.


Министерство образования Республики Беларусь
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
МГОИРО
Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова
Интернет-портал "Молодёжь Беларуси"
Детский правовой сайт
Государственное учреждение дополнительного образования «Центр туризма и краеведения детей и молодежи «Паруса» г. Могилёва»
Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодёжи «Эверест» г. Могилёва»
Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодёжи «Родничок» г. Могилёва»
Государственное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр по работе с детьми и молодёжью «Юность» г.Могилёва»
Государственное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр детей и молодёжи г. Могилёва»
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия
Учреждение образования «Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж»
Государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Центры, дружественные подросткам
Молодёжный парламент при Могилёвском городском Совете депутатов